Дистанционное обучение // Колонка

Семья и школа в период дистанта: 10 шагов навстречу друг другу


Семья и школа в период дистанта: 10 шагов навстречу друг другу
Фото: poembook.ru

Прежде всего важно понять, что семьи в этой ситуации находятся в еще более сложном положении, чем школа. Для нас это работа в новых условиях, а для родителей и детей – жизнь в непривычном, пугающем неопределенностью и раздражающем мире, в которой нарушаются привычные ритуалы и появляются несвойственные им ранее функции.

1. Новая миссия школы

Важно всем участникам образовательного процесса осознать иную миссию и изменение ролей. У школы появляется (или заметно усиливается) новая функция: кроме традиционных образовательных задач, мы начинаем выполнять роль важнейшей инфраструктуры, поддерживающей коллективную психологическую стабильность в обществе. От системы образования зависит уровень социального напряжения в стране во время пандемии. В то же время существенно возрастает роль семьи в достижении образовательных результатов. Если раньше в некоторых случаях роль родителей была номинальной или факультативной, некоторые из них месяцами могли не ходить на родительские собрания, не следить за успеваемостью своего ребенка, не интересоваться его школьной жизнью, то теперь в этой ситуации мы просто вынуждены опираться на более тесную работу с родителями, например в вопросах организации комфортной и безопасной образовательной среды, формировании учебной самостоятельности.

2. Соавторское планирование

Предложить родителем и ученикам принять участие в разработке уникальной новой модели школы в изменившихся условиях. Участие посильное, важно услышать их идеи, тревоги, сомнения. Проработать риски и заранее предъявить итоговый вариант новых регламентов, форм работы, обсудить их новую роль.

3. Повторяющиеся ритуалы

В ситуации нестабильности и хаоса, когда нарушаются привычные ритуалы в доме, на работе, общественном транспорте, в кафе, когда каждую неделю вводятся или отменяются правила, чрезвычайно важно создать и закрепить четкую систему норм и традиционных ритуалов школьной жизни, чтобы появился островок стабильности, не вызывающий постоянного напряжения. В каждой школе они могут быть свои. Например, каждый понедельник в 9.00 – классный час, встреча учеников с классным руководителем, обсуждение плана на предстоящую неделю, каждую пятницу в 18.00 – встреча с родителями, обсуждение задач и решение возникших за неделю трудностей и любые другие ритуалы, время, место и форма которых не меняется.

4. Эффективная обратная связь

Основной принцип – «Необходимо и достаточно».

Обратная связь должна быть достаточной для получения необходимого количества информации для анализа качества процессов и результатов, но не слишком навязчивой, не вызывающей раздражения своей частотой или объемом затрачиваемого времени или усилий. Инструментально просто проводить периодическое анкетирование учеников, родителей, учителей в форме онлайн-опросников (например, на платформе Google).

5. Техническая поддержка

Важно убедиться, что в семьях достаточно устройств и они необходимого для наших образовательных задач качества. Возможно, придется передать часть устройств, находящихся на балансе школы, чтобы дети из семей с низким уровнем достатка смогли не выпадать из общего учебного процесса. Кроме того, ничего так не раздражает в новых условиях, как неработающая техника. Можно предложить телефон технической поддержки системного администратора, который поможет правильно настроить устройства и программы.

6. Психологическая поддержка

Необходимым условием эффективной работы является просто возможность поговорить: обсудить не до конца понятые регламенты, поделиться переживаниями, рассказать о состоянии своего ребенка и просто поделиться важными моментами школьной жизни. Тут важно перейти от «горячей линии», куда звонят только в экстренных случаях, когда «болит», к «теплой линии», куда можно обратиться не только с проблемами, но и с положительной эмоцией, поделиться идеей, как сделать лучше.

7. Управление рисками

Всегда должен быть «план Б». Технический сбой на самих устройствах, нестабильная работа сети Интернет, «зависание» выбранных для обучения платформ не должно учеников и их родителей выбивать из колеи. Они точно должны знать, что есть «план Б», «план В», «план Г» и т.д. Не получилось быть с учителем онлайн – не волнуйся, обязательно получишь видео и посмотришь в записи, не получается отправить задание через специальные сервисы – сфотографируй и отошли учителю в WhatsApp и т.д. Важно выработать запасные варианты и договориться с родителями и учениками об их использовании.

8. Поддерживающая и мотивирующая система оценивания

Она может быть разной в каждой школе, что закреплено в Законе об образовании. Данный кризис – это отличная возможность что-то поменять в привычной системе оценивания (самой закостенелой, порой устаревшей и недостаточно эффективной системе). Один из вариантов – перейти к безотметочной системе с развернутой и детальной обратной связью (может подойти школам с небольшим числом учеников в классе). Другой вариант – перейти к формирующему критериальному оцениванию или к накопительной системе, когда никакое действие ребенка не может ухудшить его положение, только добавить в общую копилку. Обратная связь в виде отметки без понимания, как она была поставлена, как может быть улучшена в следующий раз, постоянное получение учеником негативных отметок – это самая конфликтогенная область взаимодействия семьи и школы.

9. «Умное расписание»

Важно родителям и ученикам предложить адекватное ситуации расписание, обсудить его с ними. Расписание не может дублировать привычный офлайновый вариант. Сочетание синхронных (занятия в школе или онлайн-уроки) с асинхронными форматами (самостоятельная работа ученика), группировка уроков по предметам, уменьшающая необходимость частого переключения, и другие прогрессивные подходы могут снизить напряжение в семье. Кроме того, домашние задания для самостоятельной работы важно скорректировать по объему, посильности для выполнения учениками. Сейчас отличное время для изменения такой привычной для нас системы взаимодействия с семьей, как выполнение (часто совместное с родителями) домашнего задания. Можно сделать его необязательным с системой поощрений тому, кто выполнит, или предложить вариативные формы, определить минимальный и оптимальный объём.

10. Следить за своим состоянием

Дети и родители, особенно в переломные моменты, тонко чувствуют наше состояние и отражают, усиливают его. Поэтому важна «психологическая гигиена» директоров и учителей, развитие саногенного мышления, которое затем транслируется родителям. Если наша школьная жизнь у нас самих вызывает неприятие и раздражение, то неизбежно усиление напряжения и у наших учеников и родителей. В самом начале пути необходимо воспринимать переход к новой модели образования не как проблему, которую мы вынуждены мучительно решать, а как уникальный шанс что-то изменить, настроить в своей работе по-новому, более эффективно.

20 августа Институт проблем образовательной политики «Эврика» проведет проектный семинар для педагогов и родителей «Методические аспекты реализации моделей, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в условиях реализации постановления Роспотребнадзора от 30.06.2020 №16».



Новости





























































Поделиться