Завершился второй в этом году конкурс президентских грантов НКО. Эксперты «Эврики» проанализировали пул из 304 проектов-победителей по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» на основе размещенной в открытом доступе информации на сайте президентскиегранты.рф. Какие темы проектов востребованы, как гранты частично решают проблему внедрения в практику инновационных направлений (например, помогают расширять образовательное пространство через попытку «расшколивания»), как проявились в заявках дистанционное обучение и цифровые технологии и на какие проекты и суммы может замахнуться небольшая НКО с малым опытом, но большим желанием изменить жизнь локального сообщества к лучшему.
Финансирование
В общей сложности 304 проекта-победителя блока «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» получат 522 млн рублей. Большую часть инициатив-победителей конкурса предложили региональные НКО.
Почти половина грантов – это суммы до 500 тысяч рублей, которые поддержат местные инициативы. 37 крупных грантов объемом более 3 млн рублей получат масштабные или дорогостоящие проекты. Например, три самых больших гранта суммарно почти на 45 млн рублей направлены на реализацию разноплановых проектов: на тему поддержки дошкольного образования, развития читательской грамотности, цифровых технологий и технического творчества. Авторами этих топ-инициатив выступили Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России», Российский книжный союз и АНО ДО «Лаборатория робототехники и промышленного дизайна».
Топ тем среди грантов-победителей
Блок образовательных проектов в конкурсе президентских грантов всегда очень разнообразен по темам. В попытке обобщения выделим условный список тематик проектов (в порядке убывания суммарного объема грантовой поддержки):
- Поддержка детей с ОВЗ, инвалидностью, инклюзия и сопровождение
- География, этнография, краеведение и туризм
- Литература и популяризация чтения
- Программы для детей дошкольного возраста, поддержка родительства
- ИКТ, IT-технологии, цифровые компетенции
- Медиапроекты
- Искусство, театр и кино
- Инженерное творчество
- Здоровье, ЗОЖ, поддержка проектов на стыке образования и медицины
- Досуг и коммуникация (летние лагеря, игры, создание пространств для общения, коммуникации локальных сообществ и т.д.)
- ОБЖ
- Духовно-нравственное воспитание
- Популяризация науки
- Экологические проекты, экологическое образование
- Социальное проектирование
- Обучение педагогов и развитие профессиональных компетенций
- Проекты по истории
- Проекты по математике
- Проекты по археологии
- Робототехника, LEGO, Cuboro
- Проекты по правоведению
- Шахматы
- Развитие предпринимательства
- Финансовая грамотность
- Проекты по астрономии
- Прочие темы проектов
- Интерактивные технологии обучения: мультимедийный интерактивный атлас по краеведению «ДетскийАтлас.РФ», интерактивный инструментарий «Безопасные навыки» по предмету ОБЖ и т.д.
- Мультимедийные продукты: «Виртуальный школьный музей» и т.д.
- Геймификация: онлайн-проект по разработке образовательных игр.
- Создание интернет-ресурсов и платформ. Например, проект «РИО.Компас» предполагает создание крупнейшей библиотеки онлайн-ссылок на верифицированные исторические материалы. Проект «Всероссийская школьная летопись» позволит школьным коллективам создавать коллективную книгу на базе созданной цифровой платформы. Среди проектов в области литературы и чтения победили проекты создания интерактивного литературного портала и платформы литературной навигации, которые позволят читателям ориентироваться в поле современной русской литературы и станут опытным полем для молодого поколения литературных критиков. Интернет-ресурс «Английская продленка онлайн» поможет родителям и ученикам, изучающим английский язык в начальной школе.
- Онлайн в образовательных проектах представлен в двух ипостасях: как формат проведения и как основа для обсуждения содержания.
- Естественно-научные проекты и исследовательская деятельность
- Проекты по сохранению национальных языков, поддержанию русского языка, изучению иностранных языков
- Профориентация и трудоустройство – выпускников школ, СПО и вузов, а также взрослых
Напомним, что все это разнообразие тем входит в одно грантовое направление – «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения», а есть и другие направления конкурса.
Традиционно самый обширный блок в разделе «образование» – это проекты, в которых целевые группы – дети с особыми возможностями здоровья. Пятую часть проектов-победителей в блоке «образование» составили проекты, так или иначе затрагивающие эту тему – более 65 проектов суммарно более чем на 107 млн рублей. Это инициативы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ, поддержке родителей детей с ОВЗ, социализации инвалидов, инклюзии, созданию безбарьерной среды, помощи в профориентации и трудоустройстве, проведению мероприятий и конкурсов, инклюзивному творчеству и исследовательской деятельности.
Тема тьюторства активно проявляется в проектах НКО. Причем как в контексте поддержки детей с ОВЗ, так и в более общем смысле – как индивидуальное наставничество для сопровождения индивидуальной образовательной траектории любых учащихся. Межрегиональная тьюторская ассоциация на средства гранта будет разрабатывать дистанционные курсы по формированию тьюторских компетенций для педагогов, преподавателей вузов и СПО, родителей школьников. Три региональных проекта – победителя конкурса посвящены развитию системы тьюторства именно для детей с ОВЗ на своих территориях. Так, в Алтайском крае на средства гранта будет создана Школа тьюторов инклюзивного детского отдыха, в Сочи появится ресурсный центр по системной подготовке тьюторов для школ города. Авторы проекта из Северной Осетии (Алании) предлагают развивать систему тьюторства для детей с ОВЗ среди сверстников. Учащиеся ресурсного класса школы № 26 Владикавказа станут сверстниками-тьюторами для своих одноклассников с РАС и другими нарушениями развития, помогая ребятам включиться в школьную жизнь.
Получили грантовую поддержку более 25 проектов в области географии, краеведения и туризма. Среди них «Клуб реальной географии», создание школьных музеев, разработка туристических маршрутов, экскурсионных программ, аудиогидов, проведение цикла образовательных, просветительских мероприятий.
Литература и популяризация чтения (поддержка библиотек, проекты по повышению читательской грамотности, книжные фестивали, литературные марафоны и т.д.) входит в топ-3 тем за счет того, что второй по размеру грант этого этапа конкурса – 15 млн рублей – получил проект «Всероссийский проект продвижения чтения среди поколения Z – ЮФ».
Медиапроекты устойчиво заняли свою нишу. На средства грантов будут создаваться медиацентры на базе школ, открываться «Школы юного блогера», в том числе сельские, запускаться молодежные СМИ, планируется создание «Медиашколы НКО», а в ВДЦ «Орленок» пройдет медиаобразовательная смена. Большинство медиапроектов проходят в категории до 500 тысяч рублей. Возможности медиапедагогики и значение медиакомпетенций становятся очевидными, на проекты в сфере медиа будет выделено более 23 млн рублей. Кстати, активно поддерживая этот тренд, Институт «Эврика» реализует программу повышения квалификации MediaLab для школьных команд педагогов по использованию медиаресурсов и социальных сетей в образовательном процессе.
Значительный блок – проекты естественно-научной тематики и исследовательские проекты. Например, на средства фонда будет проведен молодежный научный фестиваль биомедицины BiomedFest 2020, получат поддержку молодые ученые и отдельные исследования, будет оборудована мобильная лаборатория естественно-научных предметов для малокомплектных школ и т.д.
Активно поддерживаются предложения развивать сеть педагогов-наставников научно-исследовательской деятельности школьников. Фонд выдал гранты двум крупным проектам на эту тему из Новосибирской и Калужской областей, суммарно почти на 9 млн рублей. Авторы проекта из Новосибирска уверены, что «научная деятельность школьников нуждается в развитом институте наставников, чья комплексная компетенция существенно отличается от традиционной учительской и включает себя компетенции проектной работы и проектного управления, высокий уровень научных знаний и научной культуры, владение научным методом, педагогическое мастерство, тьюторские навыки. Таких наставников остро не хватает в системе образования».
Важные проекты – поддержка домашнего и семейного обучения. Эта ниша слабо заполнена, при этом потребность в подобных проектах есть, ведь популярность новых форм получения образования растет. Теперь в Томской области консультационный центр «Резонанс» на средства гранта будет реализовывать педагогическое сопровождение детей и родителей, перешедших на семейное образование. В Коломне для детей-аутистов, находящихся на домашнем обучении, занятия будут проводиться на базе Инклюзивного детского клуба. Авторы проекта поясняют: «Заключая договор со школой, к которой прикрепляется ребёнок, родители пишут адрес, по которому должен приходить учитель. Теперь педагог стал проводить индивидуальные занятия в комфортном помещении организации, не тратя время на поездки по домам и имея всё необходимое для работы. А дети могут посетить также дополнительные занятия с логопедом, дефектологом, психологом Инклюзивного центра».
Среди победителей мы насчитали более 30 проектов различной тематики, которые предполагают программы обучения и поддержки педагогов. В локальном масштабе, например, это курсы повышения квалификации «Образовательные игры» для педагогов сельских школ Новосибирской области, программа для педагогов малокомплектных школ Республики Бурятия на тему образовательных событий и индивидуальных образовательных программ обучения. В Перми предложили разработать платформу для построения индивидуального образовательного маршрута – не ученика, а самого педагога. Этот проект получил грантовую поддержку. В Курской области и Алтайском крае развернутся местные программы поддержки молодых педагогов. В Республике Марий Эл будет реализован проект по популяризации ТРИЗ-технологий обучения, а в Тюмени – цифровых технологий для внеурочных занятий. В Зеленогорске специалисты Госкорпорации «Росатом» будут обучать школьные команды современным управленческим технологиям.
В общероссийском масштабе будет создана сеть технологических кружков и организован обмен опытом между педагогами клубов технического творчества. Проект «Профессиональные няни – детям» предлагает развитие системы профессионального обучения и сертификации специалистов по уходу и присмотру за детьми по всей России. Ассоциация тьюторов проведет дистанционное обучение тьюторским компетенциям для педагогов и родителей. Несколько проектов поддержат педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в том числе предложат дистанционные форматы работы с детьми в онлайне.
Проекты на тему социального проектирования предполагают привлечение школьников и студентов к решению актуальных задач сообщества. Например, в небольшом проекте Ставропольского края будут проводиться форсайт-сессии сельских школьников «Образ будущего моего сельского поселения». В другом проекте на базе созданных Студенческих проектных школ в пяти регионах страны студенты будут заниматься проектной деятельностью по тематике национальных проектов. Масштаб разный, и стоимость грантов разная – 412 тысяч и 3,1 млн рублей соответственно.
Достаточно часто в заявках упоминается ценность формирования навыков XXI века и soft skills. Например, для развития «гибких» навыков авторы проектов-победителей проведут практическую конференцию для студентов технических специальностей «Baikal soft skills 2020», компетентностный soft-skills чемпионат «Портал возможностей», реализуют образовательный проект «#успешныемы» для развития критического мышления, креативности, коммуникации и кооперации у подростков.
Пожалуй, самыми необычными проектами, попавшими в список победителей, можно назвать программу СПО для поваров в Николо-Сольбинском женском монастыре, подготовку новогодних волонтеров в Сорочинске, открытие школы-студии ходулистов (занятия на ходулях) в Глазове, создание краеведческой настольной игры для пожилых людей в Перми и проект «Вежливый город» – творческий конкурс значков, листовок, стикеров и слоганов по культуре речевого общения в городах.
Цифра и дистант
Победители второго конкурса подавали свои заявки до 31 марта 2020 года, а значит масштабное влияние пандемии на систему образования не могло быть полностью отражено в проектах. Зато экспертиза проходила как раз в острый период карантина и перевода школьного обучения в дистант. Насколько повлияли новые реалии образования на отбор победителей, сложно судить. Следующий прием заявок на президентские гранты 2021 года откроется этой осенью, и вот там, вероятно, мы увидим, как изменилось представление НКО о возможностях и форматах образовательных проектов.
Если в текущем конкурсе авторы проектов с элементами «цифры» часто обращались к нацпрограмме «Цифровая экономика РФ», активно цитируя ее задачи, то в следующем конкурсе можно будет апеллировать к общероссийскому опыту погружения в дистант и цифровые технологии на фоне выявленных слабостей системы образования в этом плане. Уже очевидно, что школа образца сентября 2020 года будет уникальной и не похожей на саму себя год назад. Как отреагируют на новые условия образовательные проекты НКО следующей волны конкурсов – посмотрим.
Впрочем, уже сейчас существенная часть проектов-победителей включает в себя онлайн-форматы и создание цифровых продуктов. Более десятка проектов-победителей напрямую посвящены IT-технологиям. Например, фонд поддержал проведение хакатона программистов на тему VR-технологий, создание образовательного портала для дистанционного обучения школьников программированию, а также онлайн-платформы для самостоятельного проектирования на основе технологий машинного зрения, интернета вещей, программируемой автоматики и дополненной реальности.
В каких еще направлениях проектов нашли отражение цифровые технологии:
В первом случае проект сразу предполагает реализацию в онлайн-формате. Среди таких проектов: онлайн-курс по проектно-исследовательской деятельности «Открывая Байкал» или онлайн-школа «Планета родителей» – проект по обучению родителей детей с РАС. «Удаленная школа эфирного русского языка» будет создана для нормализации языковой среды и улучшения качества русского языка в региональных СМИ.
Онлайн-формат может стать решением там, где другие форматы недоступны. Например, в проекте «ДШИ.онлайн: здравствуй и твори» будет дистанционно реализовано дополнительное образование детей, проходящих стационарное или амбулаторное лечение.
Онлайн как основу для обсуждения содержания предлагают проекты такого плана, как дистанционный курс по овладению навыками удаленной работы и адаптации к изменениям в трудовой ситуации «Работай удаленно». Или проект «Путь к успеху», который будет обучать педагогов дополнительного образования проводить творческие занятия с детьми именно в дистанционном формате.
Для школьной системы онлайн чаще предлагается как решение для малокомплектных и удаленных школ или для работы с детьми с ОВЗ, которые находятся на домашнем обучении. Однако сейчас, после общероссийской пробы в период пандемии, стало ясно, что возможности онлайн-обучения выходят за границы вынужденного использования и должны стать полноценной частью школьного образования. Прогнозируем, что следующий этап конкурса проявит этот тренд.
«Расшколивание» по гранту
По своему смыслу некоторые проекты-победители вполне вписываются в концепцию «расшколивания». Напомним, что мы понимаем под «расшколиванием» расширение образовательного пространства за счет вовлечения объектов городской среды в систему образования. Речь идет о привлечении дополнительных ресурсов в систему образования и вовлечении новых участников, с которыми на принципах сетевого взаимодействия выстраиваются партнерские и развивающие отношения. Школьники ведь могут учиться не только в стенах школы, свои программы предлагают музеи, театры, парки, секции, кружки – и все это может стать кусочками большой образовательной программы, на основе которой каждый ребенок составит свой маршрут.
Подобная практика естественным образом назрела, но пока нет системных решений в плане финансово-экономических механизмов, которые такую практику институционализируют. В отсутствие работающих механизмов передачи финансирования учреждениям дополнительного образования, культуры и спорта гранты частично восполняют этот пробел и заменяют собой функцию системного финансирования «расшколивания».
Получается, что в этом случае гранты выполняют сразу три функции: поддерживают систему дополнительного образования, механизмы «расшколивания» и сетевого взаимодействия, а также возможность индивидуализации образовательных программ.
Хотя в образе идеального будущего основное и дополнительное образование должны интегрироваться в единую систему, обеспечивающую возможность реализации индивидуальных траекторий и разнообразие форматов и содержания обучения каждому ребенку.
А пока это будущее не наступило, НКО в сфере дополнительного образования имеют возможность получать гранты и проводить занятия в школах в качестве элемента внеурочной деятельности. Например, НКО предлагают школам интерактивные обучающие занятия на темы экологии, краеведения, финансовой и правовой грамотности, ОБЖ.
В Самарской области во внеурочную деятельность школ будет внедряться курс «Школа экопрофилактики», рассчитанный на 14 месяцев. В Санкт-Петербурге для воспитанников детских садов разработают программу экологического воспитания «Экодети», инициатором выступает городское отделение Всероссийского общества охраны природы. В Дагестане откроют экологический класс для занятий учащихся на природе (проект «Экотропия»), а в Якутии будет создана районная сеть учебных экологических троп для 10 школ – тоже для преподавания экологии в условиях живой природы.
Специалисты в области естественных наук – биологи, лесоводы, геологи – объединятся в проекте «Школьное лесничество» и возобновят работу школьного лесничества для сельских школ в Приморском крае. Они будут проводить квест-уроки по охране и восстановлению леса, вместе с детьми создадут школьную экологическую тропу.
Для подростков Уфы в 57 школах пройдут занятия на тему финансовой грамотности. Через игровые и тренинговые практики авторы проекта надеются привить детям экономические и правовые знания в сфере личных финансов. Два похожих проекта поддержал фонд и в сфере правовой грамотности – образовательно-просветительский проект для школьников и студентов Курганской области «ПравоЗнай-ка» и правовые уроки в Республике Карелия – Правовой марафон «Подросток и Закон».
В теории все эти проекты могли бы стать частью основной образовательной программы, влившись в предметные курсы экологии, биологии, географии, экономики, правоведения, обществознания.Гранты поддерживают тренд «расшколивания» в формате точечного решения, пока системное находится в разработке.
Чем может помочь школе некоммерческий сектор?
Конкурс президентских грантов проводится среди инициатив НКО. Частные школы со статусом «частное общеобразовательное учреждение» или «автономная некоммерческая общеобразовательная организация» могут подавать свои заявки напрямую. Так, например, во втором конкурсе АНОО СОШ «Радуга» Воронежской области получила 500 тысяч рублей на создание Детской столярной мастерской, а АНО СОШ «Димитриевская» Москвы – 2,6 млн на открытие детской православной хоровой студии.
Муниципальная школа не является НКО и не может подать заявку на президентский грант от имени своей организации и не может получить средства на решение проблем, которыми уже занимается согласно Уставу. Но с инициативой могут выступить Попечительский совет школы или Союз родителей школы – с проектом, который влияет на жизнь местного сообщества и реализуется на базе школы как основной площадки. Обычно это небольшие проекты, выступающие в грантовой категории до 500 тысяч рублей.
Среди победителей второго этапа конкурса есть «Образовательный клуб друзей физико-математической школы № 146 г. Перми», который будет проводить многодневные математические турниры для школьников Пермского края. Оренбургская городская общественная организация «Союз родителей СОШ № 35» на средства гранта создаст районный Карачинский клуб робототехники «#РобoКар». Аналогичный проект – «Лабораторию ROBВOсад» – сможет реализовать Некоммерческое партнерство «Попечительский совет МБОУ “Гимназия № 12” города Липецка».
Школьные инициативы может поддержать и развить Благотворительный фонд местного сообщества, районная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ или местная Ассоциация педагогических работников. В сельских поселениях часто активные группы общественности формируются как раз с участием школьных учителей, такие НКО с проектами для локального сельского сообщества тоже поддерживает фонд. Во втором конкурсе 2020 года 28% поддержанных проектов – это инициативы из небольших городов и сельской местности.
Какого рода проекты могут реализовать местные НКО и повлиять тем самым на школьную и общественную жизнь: создание кружков и секций, детских центров, реализацию программ по профориентации, духовно-нравственному развитию, проектов поддержки родительства, программы подготовки для педагогов, создание школьных экологических маршрутов и программ, краеведческие проекты, естественно-научные проекты, проведение интеллектуальных игр, турниров, соревнований и мероприятий, проектов по популяризации науки, открытие школьных медиацентров, создание школьного музея и многое другое.
Во втором конкурсе 2020 года на все грантовые направления суммарно было подано 11 085 заявок, независимую экспертизу на протяжении двух месяцев проводили 618 экспертов со всей страны. В итоге грантовую поддержку получили 2402 проекта – почти каждый пятый из заявленных. Процент победителей меняется в зависимости от запрашиваемой суммы и масштаба проекта: меньше запрашиваемая сумма – больше победителей в категории. Шансы неплохие, но и требования к заявкам обоснованно высоки.
Фонд также проводит для НКО обучающие курсы «Социальное проектирование: от идеи до президентского гранта» и предоставляет возможность доработки и повторной подачи проекта в следующем конкурсе.
Значительная часть победителей смогли набрать нужное число баллов с первого раза, но есть и те, кому повезло только с пятого и шестого раза. В случае неудачи можно доработать проект и пробовать снова.
Сейчас и до 15 июля Фонд президентских грантов ведет прием заявок на специальный конкурс среди НКО «на предоставление грантов на развитие гражданского общества в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции». Привычного грантового направления «поддержка проектов в области науки, образования, просвещения» в конкурсе нет, зато есть поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни и социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан. 31 августа станет известно, какие «антикоронавирусные» общественные инициативы получат финансовую поддержку. А осенью начнется прием заявок на первый конкурс 2021 года.
Мы много говорим о возможностях. О том, что образование выходит за стены школы, что важно дать ребенку, да и взрослому, право выбирать, где, как и чему учиться. Если ребенок стоит в центре системы образования, важно привлекать все возможные ресурсы для его развития. Сектор допобразования и НКО в сфере образования во многом и задает поле проб для детей и взрослых, предлагая спектр услуг и расширяя образовательное пространство. При поддержке Фонда президентских грантов каждая НКО может попробовать реализовать свой социальный проект, внести вклад в развитие местного сообщества и обогатить систему образования, действуя в интересах ребенка прежде всего.