ИнтерВести // Статья

Современный учебник и тренды РКИ: 9–10 сентября в Болгарии состоялась выставка «Российские издания. Встречи с авторами»


Современный учебник и тренды РКИ: 9–10 сентября в Болгарии состоялась выставка «Российские издания. Встречи с авторами»

Экспозиция русских изданий включала в себя более 500 книг, учебников, учебно-методических пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе, культуре, истории России, художественной литературы российских авторов.

Тренды РКИ

Светлана Ремизова, генеральный директор издательства «Русский язык. Курсы», рассказала, что актуальным подходом является отказ от разделения учебного материала на отдельные темы, вместо этого применяется сюжетное построение учебника. Это позволяет органично вплести изучение нужной лексики и поддержать мотивацию студента.

Еще одним «трендом» РКИ становится как можно более ранний «выход в речь» – учебники направлены на то, чтобы учащийся максимально скоро научился строить диалоги и начал говорить. Для этого уже на первых уроках вводятся глаголы, а лексика пополняется с помощью специально подобранных текстов. Например, существуют пособия для развития речи, которые можно использовать с первого урока русского языка – и уже пробовать говорить. Современные учебники отличает дизайн, приближенный к зарубежным учебникам по иностранным языкам, что делает изучение РКИ для иностранцев более привычным в визуальном плане.

Каким должен быть современный учебник

Елена Восторгова, директор Центра проектного творчества «СТАРТ-ПРО» МГПУ, автор букваря и учебников по русскому языку, рассмотрела возможности и ограничения традиционного учебника и сети Интернет в качестве средств обучения. По ее мнению, традиционный учебник вскоре может проиграть интернету, если не поменяет свой формат и функционал, оставаясь простым изложением, задачником и решебником. «Стандартный учебник не предполагает поискового действия ребенка и интерактивной позиции учащегося. Он используется в формате «держи-выучи-сдай».

Рассуждая вместе с аудиторией, каким должен быть современный учебник, участники пришли к выводу, что он должен статьинициатором детского поискового действия. На повестке дня стоит главная проблема современного образования – мотивация, точнее, ее отсутствие, и в этом смысле объединение возможностей стандартного учебника и интернет-пространства крайне перспективны.

Алексей Воронцов, генеральный директор Открытого института «Развивающее образование», автор многих учебников для начальной и основной школы, рассуждал об «эволюции» школьных учебников. Он считает, что учебник в 21 веке уже не является «единственным верным учением» и сводом готовых знаний, а должен стать инструментом для организации учебной деятельности.

«Учебник парализует деятельность. Без учебника уроки проходят лучше, да и детям интереснее», – уверен Алексей Воронцов. Учебники для современных детей должны статьнабором инструментов для конструирования, моделирования, прогнозирования, поиска уникальных решений, выполнения тематических проектов.

Следующий шаг – электронный учебник, в котором сам ребенок выбирает содержание своего обучения и сам принимает решения, а не выполняет последовательность заданий, предусмотренную для него автором или учителем. Именно таким образом может выстраиваться индивидуальная образовательная программа, когда ученик буквально «сам собирает себе учебник», ориентируясь на многообразие предоставленных ресурсов и свою самостоятельно определенную уровень глубины изучения того или иного предмета.

В ходе мастер-класса Алексей Воронцов познакомил слушателей с проектом «Неучебник» и наглядно продемонстрировал в сети, как может строиться образование без учебников с использованием специальной цифровой среды.

Как избежать винегрета в головах

Елена Какорина, старший научный сотрудник отдела современного русского языка Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН, автор методического пособия «Говорю и пишу по-русски», рассказала об особенностях методики изучения лексики и грамматики на курсах РКИ.

Елена Какорина подчеркнула, что «обучение РКИ дает не только знание языка, но и закладывает общее представление о мире. Учитель РКИ должен знать все: и биологию, и географию, и физику, и химию, а не только русский язык. Потому что он создает целый мир». Передачу знаний по грамматике Елена Какорина предлагает строить через усвоение грамматической модели, речевого образца и подобранного текста. При этом, необходимо по-другому выстраивать обучение. Предлагается максимально дробить материал и подавать его в структурированном виде, разделяя грамматическую модель на фрагменты. «Так мы избегаем «винегрета» из правил и исключений русского языка, который складывается в головах учащихся РКИ», – говорит Елена Какорина.

Например, в болгарском языке творительный падеж не делится на отношения совместности и инструмента, в любом случае используется предлог «с». Чтобы усвоить творительный падеж в русском языке и использовать предлог только в нужном случае, учащимся нужно разделить падеж на два отношения и отдельно работать над усвоением отношения совместности («вместе с кем-то») и инструмента («работать чем-то»). Разделяя отношения падежа, можно работать над грамматической структурой отдельного фрагмента. Аналогичное расщепление грамматических моделей для других областей поможет лучше усвоить правила русского языка.

На мероприятие пришли более 200 человек, среди них иностранные учащиеся и преподаватели русских школ за рубежом, представители вузов, местных издательств, СМИ, переводчики, соотечественники, проживающие за рубежом и заинтересованные иностранные граждане, в том числе из числа слушателей курсов русского языка при представительствах Россотрудничества.



Новости





























































Поделиться