Качество образования // Статья

Как включить заповедник в школьное образование города? Перспективы Красноярских «Столбов»

На стратегической сессии «Развитие образования как способ развития города», проходящей сейчас в Красноярске при участии экспертов «Эврики», много говорилось о так называемом «расшколивании» или вовлечении городских объектов в систему образования.

Как включить заповедник в школьное образование города? Перспективы Красноярских «Столбов»
Фото Марины Лихошерстных

Александр Адамский, рассуждая о потенциале инфраструктурных объектов города, приводит пример заповедника «Столбы».

Заповедник «Столбы» – визитная карточка Красноярска, самый посещаемый заповедник России, принимает более 750 тысяч посетителей в год. В этом году благодаря весенней Универсиаде за год в «Столбах» ожидают набрать 1 миллион посетителей. Близкое расположение к городу выгодно отличает «Столбы» от большинства заповедных территорий России.

Образовательный потенциал заповедника огромен: здесь реализуются экологические мероприятия, образовательные экскурсии, волонтерские программы, ведется научно-исследовательская деятельность.

На базе научно-познавательного комплекса «Нарым» на территории заповедника действует экошкола, которую ежегодно проходят 970 школьников. Программа построена из 4 образовательных модулей по межпредметному принципу. Дети исследуют флору и фауну «Столбов», разбираются в оставленных следах и издаваемых звуках животных, изучают принципы маршрутного учета, основы дендрологии. Команда специалистов заповедника проводит познавательные прогулки, интерактивные уроки, экологические игры, квесты, мастер-классы и многое другое.

Правда пока большинство реализуемых программ по смыслу вписываются в концепцию дополнительного образования.

«Почему бы не включить «Столбы» как одну из площадок для реализации основной образовательной программы для школьников города?, – задается вопросом Александр Адамский. – Заповедник в тысячу раз эффективнее кванториума, потому что это естественная среда, где человек в своей деятельности соотносит себя с природой.

Красноярские школьники могут изучать биологию, географию, экологию, химию, физику, математику прямо в заповеднике, и делать это в различных очных и дистанционных форматах, включая Сетевую школу. «Ребенок может провести здесь неделю и совершить скачок в своих знаниях. В школе мы собираем только академически мотивированных детей, а в заповедник пойдут все», – считает Александр Адамский.

Что для этого требуется:

  • юридическая возможность передачи муниципального задания на реализацию образовательной программы заповеднику с федеральным учредительством,
  • соответственно, финансово-экономический механизм передачи бюджетного финансирования на реализацию программы – из муниципалитета в заповедник.
  • Организационные вопросы – кадры, сама разработанная образовательная программа, цифровая среда, транспортное обеспечение–дело наживное, если будут решены первостепенные юридические ифинансовые вопросы.
Нужно продумать всю нормативно-правовую базу – от финансов до аттестации учителей и учебных результатов детей.

Если потенциал заповедника будет реализован таким образом, этот опыт станет сетевой формой, описанной в 15 статье 273-ФЗ, в действии, на практике.

Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблема образовательной политики «Эврика», побеседовала с директором заповедника «Столбы» Вячеславом Щербаковым и выяснила, готова ли команда заповедника к подобному стратегическому сотрудничеству с системой образования Красноярска.

– Мы готовы. На базе заповедника уже реализуется множество похожих проектов. Мы буквально находимся в одном шаге от того, что вы предлагаете.

У нас есть все возможности: удобное расположение, свой транспорт, разные специалисты, образовательные модули, большой опыт волонтерских программ. У нас есть инфраструктура – сертифицированный Научно-познавательный комплекс »Нарым», где можно размещать детей. Заключены договора с комбинатом питания, есть медик, обеспечена безопасность, мы проходим проверки пожарной инспекции. По выходным «Нарым» используется для семейно-познавательного отдыха, а в течение недели инфраструктура недозагружена, и вполне можно было бы реализовывать образовательные программы.

– Каким может быть финансовый механизм такого проекта?

Заповедник имеет федеральное учредительство. Сейчас у нас действуют соглашения с территориальными органами управлениями образования, соответственно, все наши образовательные программы реализуются в формате сотрудничества. Экошколы финансируются по краевой субсидии. Мы делаем экологические модули, уроки, которые далее тиражируем. Например, экошкола выпускается в формате готового предложения для группы школьников 36 человек на 2-3 дня и стоит фиксированную сумму.

– Если вы возьмете лицензию на какой-либо модуль основной образовательной программы, то сможете получать субсидию муниципалитета по государственному заданию.

– Да, вполне. Если такой механизм появится, мы готовы.

– Что вы можете предложить школам, чему можете учить детей?

Территория «Столбов» занимает 47 тысяч гектаров, из которых только 3% открыто для посещения, но и этого достаточно. Основная задача заповедника «Столбы» – это экологическое воспитание школьников. Если мы не сделаем этого сейчас, потом будет очень сложно объяснять, зачем нужны особо охраняемые территории, зачем сортировать мусор и так далее.

Мы можем предложить образовательные занятия, которые проходят интегрировано в природной среде по географии, биологии, экологии. В свои модули мы добавляем элементы математики, физики, химии.

Ценность заповедника в том, что исследуемый объект можно сразу наблюдать, а также привлекать к обучению различных специалистов. У нас действует отдел науки, соответственно, дети могут учиться у настоящих ученых – геоботаников, териологов, дендрохронологов. Например, дендрохронолог может рассказать школьником, как по срезу определить, в какой период своей жизни дерево болело. Более физически подготовленные подростки-старшеклассники могут быть заповедными дружинниками, проходить рейды по заповеднику. У нас здесь много интересного.

– Как вы считаете, будет ли эффективно такое слияние школы и возможностей заповедника?

– Я считаю, это будет эффективно. Здесь в заповеднике есть интерактив и есть интеграция в природную среду. Ребенок понимает, что он делает: для чего посчитал площадь лесного покрова, для чего померил кислотность почвы, для чего он керн этот взял в руки, для чего ему гербарий. Школьные предметы можно изучать на практике, и это только обогатит содержание программы.

Получится или нет реализовать на деле «расшколивание» в Красноярске, покажет время. Сейчас модули образовательной программы и дополнительного образования в российских школах никак не соотнесены. Но мировой тренд «расшколивания» задает нам эту задачку: как организовать финансовые потоки, как сформировать муниципальное или государственное задание организации дополнительного образования, как сделать так, чтобы проведенное занятие засчитывалось как часть учебного плана образовательной организации. Инициатива по решению задачи должна принадлежать всему педагогическому сообществу, потому что именно сейчас – то время, когда пора формировать новые нормы и менять реальность образования.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube