В своем послании Федеральному собранию 15 января этого года президент Владимир Путин заявил о необходимости «обеспечить бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы с первого по четвёртый класс», причем независимо от доходов их родителей.
18 февраля Госдумой был принят соответствующий закон, 1 марта его подписал президент.
Положение о бесплатном питании учащихся включено и в новый текст Конституции.
На реализацию этой нормы теперь будут выделяться средства из федерального бюджета. В 2020 году субсидия составит 21,8 млрд рублей, в 2021-м – 43,6 млрд, в 2022-м – 43,6 млрд. Проект по обеспечению бесплатными завтраками учащихся начальных классов рассчитан до 2023 года включительно, главный критерий отбора регионов – стопроцентная готовность расположенных на их территории школ к организации горячего питания. Это означает наличие в каждой из них столовых, оснащенных необходимым оборудованием. По данным Роспотребнадзора на 15 июля, этому требованию соответствуют школы 55 регионов, которые в этом году получат федеральную субсидию.
30 субъектов на сегодняшний день остаются без поддержки федерального центра.
В их числе – Республика Бурятия.
Мы попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию представителя этой республики в Госдуме, члена комитета по образованию и науке и рабочей группы по парламентскому контролю за обеспечением бесплатным горячим питанием обучающихся Алдара Дамдинова.
– Главным камнем преткновения для получения федеральных субсидий регионами стало условие о готовности всех школ к обеспечению детей горячим питанием.
Это требование исключили, но ситуация не изменилась: в любом случае во всех школах того или иного региона должны быть соблюдены все условия по горячему питанию.
На сегодня известно, что из-за отсутствия пищеблоков не смогут обеспечить всех учащихся горячим питанием 273 школы 11 регионов. Это Республики Северная Осетия (Алания), Калмыкия, Карелия, Бурятия, Дагестан, Архангельская, Новгородская, Иркутская области и Чеченская Республика.
19 субъектов могут обеспечить эти условия лишь частично, то есть субсидии они тоже не получат.
Заложниками становятся все школьники тех 30 регионов, которые 1 сентября этого года федеральную субсидию не получат, даже если там не готова только одна школа.
И очень трудно будет объяснить родителям, почему им придется платить из своего кармана за школьное питание в столь сложных экономических условиях.
Если взять в качестве примера Республику Бурятия, то здесь, с одной стороны, 313 детей обучаются в школах, в которых не обеспечены условия, а с другой стороны – 46 тысяч учеников начальных классов, которые не получат горячее питание по этим правилам, несмотря на то что в их школах имеются столовые.
Это несопоставимые цифры, и мы предлагали разные варианты решения этой проблемы.
Законом определен период до 2023 года включительно для приведения в порядок школьных столовых. В самой трудной ситуации оказались прежде всего сельские малокомплектные школы.
Больше всего я опасаюсь того, что региональные власти пойдут по пути наименьшего сопротивления и закроют эти школы, а детей будут возить в крупные базовые школы за десятки километров. К сожалению, это сделать проще, чем выполнить требования Роспотребнадзора.
Но подобное решение идет вразрез с политикой по сохранению сельских малокомплектных школ.
На ближайшем совещании в рамках парламентского контроля по исполнению закона о горячем питании мы планируем обсудить меры поддержки регионов. На наш взгляд, речь может идти о федеральной программе по созданию в школах условий для горячего питания, то есть организации пищеблоков. Дело в том, что, согласно правилам правительства, федеральные и региональные средства в рамках программы по обеспечению школьников бесплатным горячим питанием разрешается тратить только на продукты, а не на создание инфраструктуры. То есть на эти цели необходимы дополнительные средства.