Образовательная политика // Тема дня

Сергей Кравцов оценил инициативу

Министр просвещения и авторы «Инициативы ФГОС 4.0» обсудили взаимодействие.

Сергей Кравцов оценил инициативу
Фото: amazonaws.com

29 мая состоялась встреча министра просвещения РФ Сергея Кравцова с авторами инициативы ФГОС 4.0: научным руководителем Института проблем образовательной политики «Эврика» Александром Адамским, руководителем Школы антропологии будущего РАНХиГС Александром Асмоловым, ректором МГПУ Игорем Реморенко, научным руководителем Института образования НИУ ВШЭ Исаком Фруминым и лидером общественного движения «Школа – наше дело» Артемом Соловейчиком.

Собравшиеся обсудили итоги дистанционного обучения в период самоизоляции и перспективы образовательной политики в связи с разработкой нового поколения школьных стандартов. Было высказано много важных предложений, заинтересовавших министра.

Трудности экстремального периода

В самом начале встречи Cергей Кравцов рассказал о напряженных буднях сотрудников его ведомства за прошедшие два месяца пандемии. По его словам, все работали по 24 часа в сутки, без выходных, постоянно находясь на связи со школами, детскими садами и учреждениями СПО. Перестраиваться приходилось буквально на ходу.

«Эти месяцы, конечно, нас погрузили в решение таких оперативных и текущих вопросов, чтобы хоть как-то удержать ситуацию», – признался министр. При этом, по свидетельству Сергея Кравцова, почти треть сотрудников Минпроса переболели COVID-19, некоторые побывали в реанимации, был даже один летальный исход.

Очень сложно решался вопрос с определением дат проведения ЕГЭ, поскольку на кону стояли жизнь и здоровье детей и ответственность за принятие решений по организации ЕГЭ и летнего отдыха детей возрастает многократно.

Сергей Кравцов обратился к участникам встречи с просьбой поделиться мнениями о ситуации с дистанционным обучением.

Поддержать рынок цифровых услуг и обновить КИМы ЕГЭ

Исак Фрумин считает: то, что дети в этот период не остались безнадзорными благодаря организации онлайн-занятий – это уже большое достижение. Однако один из важных уроков, который следует извлечь из этого опыта, состоит в том, что «очень многие вклады в цифровые ресурсы, которые были сделаны за предшествующие годы, оказались бессмысленными».

Поэтому, готовясь к новой возможной волне пандемии, по убеждению Исака Фрумина, необходима поддержка рынка цифровых услуг со стороны Минпроса.

В том числе следует принять во внимание наиболее интересные муниципальные кейсы, которые сейчас изучает специально созданная аналитическая группа. Как считает эксперт, это более целесообразно, чем «городить» новую монопольную государственную структуру, отвечающую за цифровые ресурсы.

Анализ зарубежного и российского опыта дистанционного образования в период пандемии планируется обсудить на международной конференции.

По мнению Игоря Реморенко, период дистанционного обучения показал, что востребованным оказался не столько учебный контент, опубликованный на многочисленных интернет-платформах, а сервисы, предоставляющие методическую поддержку учителям для проведения онлайн-уроков.

Судя по московскому опыту, сложнее всего подобрать ресурсы для начальной школы. Студенты МГПУ подготовили короткие ролики для учеников младших классов, которые учителя могли использовать в своей работе. По мнению Игоря Реморенко, необходимо создать систему LMS как агрегатор школьных интернет-ресурсов (эта тема будет обсуждаться на заседании клуба «Норма и деятельность» 2 июня).

Еще один важный вывод, который, по мнению Игоря Реморенко, можно сделать по итогам карантинного периода, заключается в том, что дистанционное обучение обесценило значимость репродуктивного образования на запоминание, поскольку многие ответы на вопросы учителя дети быстро находили, погуглив информацию в интернете.

В связи с этим ректор ведущего педвуза высказал предложение об обновлении контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, убрав из них гугл-ориентированные задания на проверку фактов, дат, цифр.

Сергей Кравцов поддержал идею методического сопровождения учителей в период дистанционного обучения. А тему обновления КИМ ЕГЭ он обещал вынести на обсуждение.

«Система выдержала испытание»

Характеризуя ситуацию с дистанционным обучением, Александр Адамский отметил: «Первое, что я бы хотел зафиксировать: система не рухнула, и это, мне кажется, ключевой результат. Ни одна из школ в России не закрылась. Ни один учитель не уволен. Все получают зарплату. Учащиеся продолжают учиться. Система выдержала это испытание благодаря самоотверженному труду учителей».

В то же время Александр Адамский подчеркнул, что «надо трезво проанализировать хотя бы в экспертном кругу предшествующую образовательную политику и честно сказать, что ориентиры были заданы ошибочные».

Например, были проигнорированы рекомендации специалистов о том, чтобы обеспечить каждого школьника персональным девайсом, а не «напичкивать» школы дорогостоящими компьютерами.

Ставка делалась исключительно на бумажный рынок и его монополизацию.

В этом смысле, по мнению Адамского, следовало бы провести трезвый анализ нормативных актов и решений, принятых за последние 5–6 лет, возможно, скорректировать направления.

Усилить роль федеральных инновационных площадок и управляющих советов

После подведения итогов прошедшего периода Александр Адамский высказал ряд предложений по общественной инициативе ФГОС 4.0, которые обсуждались на четырех онлайн-конференциях в апреле-мае.

«Это взаимодействие ведомства и профессионального экспертного сообщества в работе через шаг, с горизонтом на 10–15 лет вперед для того, чтобы постепенно к этому двигаться в контексте выполнения поручения президента об обновлении ФГОС», – сказал Александр Адамский. При этом он пояснил: «Мы не разрабатываем ФГОС. Мы разрабатываем некоторые концептуальные, методологические, мировоззренческие основания для Стандартов, которые будут переданы в Минпрос и правительство для дальнейшей разработки».

Но сверхзадача, по его словам, состоит в том, чтобы создать стандарт условий: «увязать в единый комплекс ориентиры по результатам и содержанию образования, организационные финансовые механизмы и инструменты, механизмы аттестации как школьников, так и учителей и управленцев, и повышение квалификации, и прохождение финансовых потоков».

«Эта связка сейчас не действует, – констатировал эксперт. – Муниципальное задание само по себе, описание результатов само по себе. И вот этот разрыв привёл к тому, что единственным эффективным регулятором ФГОС является ЕГЭ, квалификатор ЕГЭ и т.д. И все шишки валятся на ЕГЭ как раз потому, что произошел разрыв этой связки. Мы пытаемся соединить это в комплекс».

Александр Адамский обратился к министру с рядом важных предложений:

  1. Создать цифровой мониторинг состояния системы образования, чтобы получать всю необходимую отчетность в один клик. Подобная система была подготовлена ИПОП «Эврика» и применялась Минобром в период действия первого нацпроекта «Образование».
  2. Начать формирование единой современной системы оплаты труда учителей, чтобы ликвидировать гигантские разрывы в оплате труда в разных регионах. При этом расчеты Института «Эврика показывают», что в систему образования необходимо добавить минимум 1 трлн руб., чтобы были созданы минимальные условия для работы учителей и реализации ФГОС.
  3. Необходимо повысить роль сети федеральных инновационных площадок, перенести туда различные пробы, в том числе по смешанному обучению, за которым будущее.
  4. Повысить роль школьных управляющих советов, создать сеть, объединяющую эти органы, с целью формирования гражданского заказа как основы для принятия стратегических решений.

Сергей Кравцов считает, что интерес к управляющим советам был утрачен потому, что, по большому счёту, они стали «прикрытием решений школьных директоров, формально действовали и никакой роли не играли».

«Поэтому главный вопрос заключается в наделении управляющих советов реальными полномочиями, тогда этот механизм заработает. Давайте мы посмотрим с учётом опыта Москвы, как можно ситуацию перезагрузить», – сказал министр.

Оценив важную роль инновационных площадок, министр предложил развивать такие школы в содружестве с педуниверситетами.

Защитить директоров и обучить родителей

В дискуссию включился Артем Соловейчик.

По его убеждению, роль родителей заметно возросла в связи с распространением семейного образования, альтернативных школ и особенно во время пандемии, когда многие из них фактически стали учителями своих детей.

«Cовременные родители уже очень образованы, они анализируют законы, приказы и высказывают свои предложения», – подчеркнул Артем Соловейчик.

По его словам, проведенные им три онлайн-планерки собрали 150 тысяч участников, которые высказали 3 тысячи предложений.

Часть из них он передал министру.

Также движение «Школа – наше дело» планирует организовать педагогический всеобуч для родителей.

Еще одна проблема, которую поднял Артем Соловейчик, – это незащищенность директоров школ, которых, согласно 278 статье Трудового кодекса, можно уволить без объяснения причин, не спрашивая мнения родителей.

Три года продолжается история со школой Тубельского, где за это время поменялись несколько директоров. Каждый раз эти должности занимают люди, не имеющие представления об идеях великого педагога, а к голосу родителей никто не прислушивается.

То же самое происходит сейчас и со школой Щетинина. Артем Соловейчик предложил создать на базе лицея Щетинина ресурсный центр образования и музей памяти великого педагога и ученого.

«Я считаю, что ситуация с директорами очень важная. Надо директоров защитить, чтобы они были подотчётны не только учредителям, но и родителям. И тогда заработают по-настоящему управляющие советы», – сказал Артем Соловейчик.

Сергей Кравцов признал, что ему понравилась идея педагогического всеобуча для родителей, отметив, что разъяснительная работа с ними очень нужна. К реализации этой идеи, по его мнению, имеет смысл подключить педагогические вузы.

«С одной стороны, родители участвуют в управлении школой, но, с другой стороны, система образования может определённым образом тоже ориентировать родителей, давать некоторые рекомендации, работать с ними. По-моему, сейчас это очень востребовано может быть и очень актуально», – подчеркнул Сергей Кравцов.

Неравнодушно отнесся министр и к проблеме школы Щетинина, отметив, что «здесь не может быть простых решений», и выразил готовность подумать об увековечивании его памяти.

В заключение Сергей Кравцов поблагодарил экспертов за конструктивный разговор и обозначил темы, которые его особенно беспокоят, в их числе – качество подготовки в учреждениях СПО. Он обратился к участникам встречи с просьбой оказать поддержку в решении этой проблемы.

По мнению Александра Асмолова, среднему профессиональному образованию принадлежит ключевая роль в развитии среднего класса в России, тем более если учесть рост популярности колледжей и техникумов и резкое увеличение учащихся в этой сфере: за последние 7 лет доля выпускников школ, поступающих в учреждения СПО, возросла с 28% до 54%.

По мнению Александра Асмолова, система образования сейчас нуждается в кардинальной перезагрузке. Ученый выразил надежду, что ФГОС 4.0 станет интегратором нового образовательного пространства, представляющего собой единство разнообразия. «И тогда образовательная политика станет поставщиком социальной справедливости, и тем самым мы снизим риски дальнейшего социального расслоения населения», – считает ученый.

Итоговая конференция по ФГОС 4.0, посвященная сборке смыслов, запланирована на 16 июня.



Новости





























































Поделиться