Качество образования // Статья

С чего начинается школа: образованию добавят воспитания

  • 26 мая 2020
  • 2000

С чего начинается школа: образованию добавят воспитания
Фото: astrahan.bezformata.com

Президент Владимир Путин внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу, само определение «воспитание» существенно расширится и дополнится в том числе патриотической составляющей – уважением к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку. Это в теории, которой всё не ограничится. Как сказано в пояснительной записке к тексту поправок, воспитательная работа станет составной частью образовательной программы. Как это точно будет выглядеть, решат сами образовательные учреждения вместе с родительскими советами и советами обучающихся. Как отметил президент на совещании о ситуации в сфере образования в условиях распространения коронавируса, смысл поправок – «укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной образовательной системы». «Известия» выяснили у экспертов, что изменят предложенные поправки.

Воспитательные меры

Если сейчас определение воспитания в законе звучит как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства», то президент предлагает дополнить его другими составляющими: формированием у обучающихся «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, «воспитание является фундаментом свободного развития личности, ее социализации и самоопределения». И чтобы важные истины не остались лишь определениями на бумаге, в законопроекте прописывается механизм воспитательной работы: она должна быть включена в работу образовательных программ (будут определены цели, задачи, основные направления воспитательной работы и так далее). При этом календарный план воспитательной работы должен содержать конкретный перечень событий и мероприятий, в которых образовательные учреждения примут участие.

Важно, что участвовать в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана (и в законе это четко прописано) получили право все заинтересованные стороны – свое мнение смогут высказать и советы обучающихся, и родительские советы.

По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Ларисы Тутовой, «президентские поправки об усилении воспитательной составляющей в программах школ поставили точку в многолетней дискуссии: образование ни в коем случае не услуга, а воспитание должно быть важной составляющей процесса образования».

По плану закон должен вступить в силу с 1 сентября 2020 года. При этом на корректировку образовательных программ будет не больше года – привести их в соответствие с поправками необходимо не позднее 1 сентября 2021 года.

Как считает и.о. директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Наталья Агре, все понимали, что детей необходимо воспитывать, но до сих пор в прямые обязанности педагогов это не входило, работа носила хаотичный характер. Теперь же появилась четкая рекомендация, в работу будут вовлечены не только учителя, но и родители.

«Предлагаемые воспитательные программы направлены и на то, чтобы родители понимали, как формировать в семье благоприятную среду. Дети не будут оторваны от родителей, а родители будут помогать им развиваться», – цитирует эксперта «Взгляд».

Не сфера услуг

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков в беседе с «Известиями» отмечает, что в нынешних условиях ведется много дискуссий на тему дистанционного обучения: может быть, форма традиционной школы уже устарела и не пора ли полностью переходить на дистанционное обучение? Но даже президент на совещании заметил: «цифра», телекоммуникации не заменят живого общения учителя и ученика, а слухи и вбросы о том, что дистанционное обучение заменит очное, – откровенная провокация.

«Школа выполняет важнейший социальный заказ – она готовит личность, и никакой компьютер этого сделать не сможет, – считает Сергей Комков. – Важнейшим фактором является воспитательная функция: не просто напичкивать голову подрастающего поколения определенным набором знаний, а воспитывать будущую личность и социализировать ее, то есть делать пригодной к жизни в нормальном обществе. Огромную роль здесь играет и личность учителя, и коллектив, и воспитательные приемы».

По словам Сергея Комкова, когда принимался закон «Об образовании», целая группа депутатов выступала против формулировки о том, что школа оказывает образовательную услугу.

«Сама формулировка была ошибочной и с педагогической точки зрения, и с точки зрения социальной. Неслучайно назрела острейшая необходимость изменить этот вектор. Сделать так, чтобы законодательно было закреплено, что важнейшей функцией в школе является воспитательная, – отмечает президент Всероссийского фонда образования. – Надо понимать, что школа – это не сфера коммерческих услуг, а государственное учреждение, в которой воспитывают личность, будущего гражданина нашей страны».

Поддерживает поправки и заслуженный учитель РФ, академик Российской академии образования, директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. По его словам, в нынешней сложной обстановке, когда многие ценности потеряны, а люди растеряны, нет сомнений в необходимости усиления именно воспитательной роли школы.

«Не учебой единой жива школа. Мы прошли через дистанционное обучение, подготовили ребят, но совершенно очевидно, что при всем накопленном положительном опыте никто и никогда, никакие гаджеты не заменят живого общения с учителем. Потому что это прежде всего передача тех ценностей, смыслов культуры, без которых образование мало что стоит, – подчеркивает в беседе с «Известиями» Евгений Ямбург. – Поэтому школа – это не просто передача знаний, которые тем более стареют очень быстро».

Исключить формализм

Другое дело – как подать. По словам Евгения Ямбурга, термин «патриотичный», которым предлагается дополнить воспитание, сразу ассоциируется с «военно-патриотическим», хотя речь надо вести в более широком смысле – о гражданском воспитании.

«Патриотизм – это активизм, это волонтерское движение, – перечисляет эксперт. – Это действительно готовность защищать Родину. Но кроме этого существуют и другие серьезные вещи, которые вот эта обстановка проявила. Многие студенты, даже школьники работают сейчас волонтерами – это очень важно».

Евгений Ямбург предостерегает: по пути от общей декларации к конкретным действиям часто происходит выхолащивание. Эксперт приводит пример, каким образом можно отбить желание и всякую патриотическую инициативу.

«В этом году была такая инициатива – «Парта Героя». Если в школе учился Герой Советского Союза или Герой России, то это нормально, когда есть уголок в классе, парта. Но когда чиновничья братия потребовала от школ отчеты о том, сколько детей отсидело за этой партой за год… Они считают, что патриотизм передается через пятую точку? Это уже никуда не годная вещь, опошление, формализм, – говорит эксперт. – Это уже было в Советском Союзе, когда дети, наоборот, стали относиться к такому издевательски, в лучшем случае иронично. Планы, реализация, количество мероприятий – вот этого бы не хотелось».

По словам заслуженного учителя России, важен деликатный, гармоничный подход. Иначе количество анекдотов вырастет, и формальный подход не добавит патриотизма, а убавит.

«Чувство меры должно быть. И деликатность, и понимание, что мир изменился. Дети могут войти в интернет, увидеть противоположные точки зрения. Их надо научить не поддаваться манипуляциям, – отмечает Евгений Ямбург. – В этом смысле важны так называемые перевернутые уроки. Что это такое? Это когда дети, старшеклассники в частности, получают различные документы даже по самым острым вопросам, различные точки зрения. Когда в классе возникает дискуссия, а учитель выступает в роли модератора. За чем именно он следит? За тем, чтобы дети не переходили на личности, отличали суждения от фактов, чтобы они не базировались только на одном факте. Иными словами, это обучение защите от манипуляций, потому что сегодня и в интернете, и в СМИ масса опасностей манипулирования общественным сознанием, а дети должны вырастать, ставя защиту от этого».

Ольга Мирясова, оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», также опасается формального подхода, когда, условно, воспитание любви к природе выразится в обязательном тематическом классном часе раз в год.

«Вопрос: как всё это будет реализовываться, за счет кого? Одно дело, когда есть 2–3 социальных педагога на ставке в относительно небольшой школе и они ведут всю эту воспитательную работу целенаправленно. Другое дело, когда ты учитель-предметник, у которого классное руководство, и тебе говорят, что ты будешь еще больше заниматься воспитательной работой. При том, что учитель, может быть, и так на две ставки работает и проверяет по 100 штук тетрадей в день, – говорит «Известиям» Ольга Мирясова. – Я опасаюсь этих отчетов. Учителя уже стонут: очень часто им не до воспитания, потому что нагрузка очень большая. Их бы разгрузить, ввести верхний предел по количеству часов и сделать нормальную зарплату (если не за 18 часов, то хотя бы за 22 учебных часа в неделю), чтобы они успевали и на детей смотреть, и на то, что с ними происходит».

По словам эксперта, каждый учитель выполняет воспитательную функцию. Если дети видят перед собой личность сильную, целостную, которая не смотрит на начальство с опаской, то и влияние на формирование личности будет соответствующее.

«Если учителя будут работать в школе с чувством собственного достоинства, то у них и возможностей будет гораздо больше. Детям от этого только лучше», – отмечает Ольга Мирясова.



Новости





























































Поделиться