ФГОС // Колонка

ФГОС 4.0 и цифра: Пир Валтасара


ФГОС 4.0 и цифра: Пир Валтасара
Фото: lifehack.org

При обсуждении цифрового аспекта будущего ФГОС невозможно отказаться от очевидной ссылки на «мене, текел, фарес» – ты оцифрован, результаты и эффекты посчитаны, но – пир продолжается.

Сегодня по всей стране ученики открывают скайп, учительница диктует им тему сочинения (великий жанр), они записывают эту тему в тетрадку с голубыми линиями для строк и розовой вертикалью для полей (политкорректность и гендерное равенство). Когда урок закончился, дети пишут (еще чаще, чем в былые годы – «как курица лапой»), если надо – вырывают и переписывают страницы, списывают цитаты с экрана, ошибаются, зачеркивают, переписывают – уже заполночь (разг.), фоткают (жарг.) на мобильник, одну страницу дважды, другую пропускают, перекачивают с мобилы (жарг.) на комп, путают порядок, как-то называют и посылают наконец учительнице. Учительнице не надо таскать кипу тетрадок из школы домой, но… получить эту сотню страниц, разложить, найти принтер и распечатать, разложить, «проверить» красными чернилами, сложить, отсканировать (думаете, это быстро и просто?), отправить детям… При этом времени расходуется в несколько раз больше, надежность коммуникации значительно падает, объемы передаваемых данных возрастают на порядки, чем если сразу ввести текст с клавиатуры в цифровом виде. Это делает образовательный процесс неэффективным, попросту говоря – мало реальным.

Почему так странно? Потому что школа враждебна цифровому миру, отгорожена от него высоким железобетонным забором с колючей проволокой наверху.

Цифра в ФГОС 2010

При этом в ФГОС 2010 (дата округлена) среди результатов начального образования находим: «вводить текст с помощью клавиатуры».

Школа, чтобы совершить свой вклад в полноценную жизнь наших детей в XXI веке, должна обеспечить учащихся:
  1. «Навыками XXI века» – «универсальными», «гибкими», «мягкими», «вечными» – называйте как хотите, а также «цифровыми навыками».
  2. Ориентацией в мире, «большими идеями», пониманием того, «как это работает» – собственное тело, Земля, Вселенная, растение, наука, экономика, искусственный интеллект и т.д.
  3. Условиями, чтобы дети все это почувствовали в деятельности и освоили.

Как обстоит дело с этими естественными требованиями во ФГОС 2010? Не так уж плохо. Посмотрим на все три запроса к школе.

1. Продолжаю цитировать с сокращениями, тот же ФГОС 2010 начального образования, «метапредметные результаты»:
  • осуществлять поиск (в справочных источниках и сети интернет), сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации;
  • фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,
  • готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Привожу именно цифровые навыки, с другими навыками XXI века во ФГОС 2010 все тоже в порядке. Естественно, что эти метапредметные результаты – навыки XXI века, как и «цифровые навыки», приобретаются прежде всего в ходе применения тех и других в образовательном процессе по предметам и в межпредметной проектной деятельности.

2. Исходная идея Александра Асмолова о «Фундаментальном ядре» больших идей цифрового мира во ФГОС присутствует, хотя и не вполне отчетливо. Но в предметном содержании сделан шаг (робкий) в направлении деятельностного понимания того, как цифровые технологии и искусственный интеллект работают. В результатах «Математики и информатики» (продолжение Стандарта 2004 по их объединению в одну область – безусловно полезно) читаем:
  • умение строить алгоритмы, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Это и есть исходный реквизит для конструирования представлений о цифровых технологиях.

3. В ФГОС 2010 не забыты и условия. Эти условия выражены функционально, они должны обеспечивать:
  • запись и обработку изображений и звука, хода эксперимента;
  • выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  • проведения экспериментов с использованием виртуально-наглядных моделей и коллекций;
  • наглядное представление и анализ данных;
  • использование цифровых планов и карт, спутниковых изображений;
  • проектирование и конструирование моделей с цифровым управлением и обратной связью;
  • исполнение, сочинение и аранжировку музыкальных произведений с применением цифровых технологий.

Сегодня мы осознали важность цифровой платформы учения. В январе 2019 года президент РФ В.В. Путин дал соответствующие поручения.

В ФГОС 2010 читаем, что платформа (в тогдашней терминологии – информационная образовательная среда) должна обеспечивать:
  • планирование образовательного процесса;
  • размещение и сохранение работ обучающихся и педагогов, информационных ресурсов;
  • фиксацию хода образовательного процесса;
  • взаимодействие между участниками образовательного процесса;
  • возможность использования формируемых данных для задач управления.

Фиксация хода образовательного процесса: заданий, их выполнения на платформе, запись занятий (уроков, проектных сессий) особенно важна для обратной связи между участниками образовательного процесса и многокритериального экспертного оценивания метапредметных результатов.

После утверждения ФГОС были разработаны и приняты концепции, относящиеся к отдельным предметным областям (начиная с математики). В частности, в Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (2016 год) говорится:

«Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются:

  • развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников…
Освоение учебного предмета должно предусматривать:
  • овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения; формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
  • использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода)».

Принятая Минпросвещения России в декабре 2018 года концепция технологического образования в школе последовательно проводит идею вариативности распределения содержания образования между математикой, информатикой и технологией, применение инструментов профессиональной и повседневной деятельности во всех школьных предметах и межпредметных проектах.

Федеральная программа «Кадры для цифровой экономики» явно говорит (и указывает в качестве одного из главных показателей) о использовании цифровых ресурсов (инструментов, источников, сред, сервисов) профессиональной или повседневной деятельности в работе учащихся.

Наглядной демонстрацией применения цифровых технологий в лучших образовательных практиках стало присуждение звания «Учитель года России 2019» Ларисе Арачашвили при поддержке председателя жюри конкурса В.А. Садовничего и министра просвещения О.Ю. Васильевой.

Лариса Арачашвили говорит: «Я почти не использую учебники в классах, потому что там тяжёлые и почти неподъёмные для школьников статьи. У современных детей совсем другое мышление. Поэтому я иногда прибегаю к интерактивным урокам или циклу лекций, которые читает Быков. Конечно, не так, что включила и ушла… Естественно, мы с учениками используем гаджеты. Например, когда изучаем поэзию, включаем приложение Mentimeter. …Ещё мы делаем буктрейлеры…»

Таким образом, внося более явно цифровые технологии в ФГОС, где они уже присутствуют, мы можем
  • усилить исследование, творчество, рефлексию;
  • радикально снизить затраты времени учащегося и учителя.

Хочется, возвращаясь к библейским и иным аллюзиям, издать «глас вопиющего в пустыне»: «Соблюдайте советскую Конституцию!»

Что можно сделать, проектируя ФГОС 2020 (2030)?

Предлагается:

Принять дорожную карту внедрения в работу общеобразовательной школы цифровых технологий, наряду с другими инновационными элементами, отвечающими целям научно-технологического прогресса РФ. В дорожной карте предусмотреть конкретные сроки и нормативно-правовую основу для пилотирования, массовой реализации и обязательности отдельных элементов:

  • ФГОС;
  • примерных программ, в том числе базисных учебных планов;
  • кодификаторов и спецификаций ГИА;
  • ВПР.

Среди других мероприятий внедрения предусмотреть, начиная с детского сада, в области математики и информатики распределение ресурсов времени и результатов освоения материала, релевантного для цифровой экономики, цифровых технологий, искусственного интеллекта, с отражением в системах аттестации.

Продолжая линию ФГОС 2010, реализуя указы и поручения президента РФ В.В. Путина, другие директивные документы, провести разработку ФГОС 2020 с учетом современного развития цифровых технологий и их применения в профессиональной или повседневной деятельности человека.

В частности:
  • явно указать, что достижение предметных, метапредметных и личностных результатов осуществляется учащимся, имеющим в своем распоряжении соответствующие конкретные цифровые ресурсы;
  • уточнить требования к условиям образовательного процесса с учетом изменений в технологиях (например, в качестве компьютерного перевода, распознавания образов). Явно указать возможность для образовательной организации полностью запретить не учебное использование технологий в учебные часы (в том числе часы дистанционного образовательного взаимодействия) и включить это в основную образовательную программу как одно из условий образовательного процесса.

В кратчайшие сроки разработать цифровые версии Примерных основных образовательных программ, примерных программ по предметам, допускающих использование цифровых ресурсов (инструментов, источников, сред, сервисов) профессиональной или повседневной деятельности в работе учащихся, разработать Модули программы по технологии по формированию технологической компетентности в предметных областях. Предусмотреть возможность освоения таких модулей в соответствующих предметах (и отражение такой возможности в примерных программах по предметам), в предмете «Технология», в предмете «Информатика и ИКТ».

Апробировать вариант итоговой аттестации по интегративной области «Математика, информатика, технология», в которой:
  • технологический компонент реализуется в форме школьного проекта, или проекта в системе дополнительного образования, Кванториумов и т.д. с цифровой фиксацией хода и результатов проекта, с независимым оцениванием – максимальное количество первичных баллов 20;
  • компонент математики и информатики засчитывается одной отметкой, аттестация проводится в цифровой форме;
  • итоговая аттестация может засчитываться вузами как ЕГЭ по математике базового уровня, ЕГЭ по информатике;
  • ограничением на максимальный общий балл по стобалльной шкале, ориентировочно – 80.

Ускорить реализацию требований ФП «Кадры для цифровой экономики РФ» по применению цифровых ресурсов (инструментов, источников, сред, сервисов) профессиональной или повседневной деятельности в работе учащихся, в том числе – в аттестации, разработав план конкретных мероприятий по реализации.


Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.

Конференция «Эврика-Авангард - 2020»



Новости





























































Поделиться