Начинается оно рутинно – как и все наши постановления последних дней: «В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения…». Дальше – что-то о том, что надо бы деактивировать на сайтах и в приложениях «функционал автоматического воспроизведения аудиовизуального контента» и ограничение качества видео до 720 пикселей на квадратный дюйм на мобильных устройствах.
Я бы не стал дальше и читать – как учил нас товарищ Бендер, какие только дела не сделаешь ради детей. В данном случае «в целях обеспечения нашей безопасности от коронавируса». Но учительская привычка заставила что-то щелкнуть в мозгу.
Стоп!
Качество видео не измеряется в «пикселях на квадратный дюйм»! В пикселях на квадратный дюйм (ppi – Pixels Per Inch) измеряется плотность пикселей. Этот показатель обозначает количество пикселей на дюйм на дисплее. Более высокая плотность пикселей на дюйм обеспечивает большую четкость при использовании устройства. Но эта характеристика не имеет отношения к качеству видеоконтента!
Я перечитываю фразу. Нет, все четко: «ограничить максимальный уровень качества воспроизведения видеоконтента на уровне 720 пикселей на квадратный дюйм для мобильных приложений и 1080 пикселей на квадратный дюйм при просмотре через веб-браузеры». Для верности единицы измерения «пиксели на квадратный дюйм» повторены в тексте два раза.
Запретить автовоспроизведение медиа на наших сайтах кажется разумной мерой. Об этом спорить бессмысленно. Но вот с ограничением качества контента вышла незадача.
Дело в том, что качество медиаконтента определяется в пикселях. Разрешение видео в 720 пикселей означает 720 горизонтальных линий экранного разрешения, и это не имеет никакого отношения к физическому размеру картинки. Дюймы здесь вообще ни при чем. Вы можете растянуть картинку на огромную плоскость экрана кинотеатра или сжать до размеров экрана айфона, качество видеоконтента останется прежним. Но картинка будет очень разная. Потому что пиксель на большом экране может иметь размер полдюйма, а на экране смартфона на одном дюйме поместится пятьсот пикселей. И управлять этим процессом производитель контента не может. Если он выдаст картинку маленького разрешения, на конечном устройстве (при прочих равных условиях) она просто будет показана в виде маленького квадратика.
Что же имели в виду чиновники? Они имели в виду на самом деле важную вещь. Они предложили производителям не транслировать видео в сверхвысоком разрешении (например, 4K – 4096 × 3072 пикселей), а ограничиться 1920 х 1080. Это в самом деле может привести к очень сильному облегчению трафика. Но получилось как всегда.
Люди, которые писали распоряжение, перепутали единицы. Это примерно как если бы в требованиях по здоровью массой здорового человека была бы объявлена 75 кг на квадратный метр.
Чтобы узнать массу, нужно произвести математические вычисления, после которых вдруг оказывается, что масса равна полкило, что является нонсенсом (желающие могут произвести расчеты сами, считая, что площадь опорной поверхности стоп 60 кв. см).
Честно говоря, на уроке подобный ответ заслуживает «двойки». Ученик, путающий давление и массу, не выучил урок.
Но тут-то мы видим распоряжение министерства, которое нужно исполнять.
Что ж, попробуем его исполнить.
Провайдеру контента надо сформировать такое качество видеоконтента, чтобы на мобильном устройстве пользователя оно имело качество 720 пикселей на квадратный дюйм. Произведя несложные арифметические действия (они приведены в постскриптуме к этой заметке), у нас получится примерно 79 х 140 точек. Примерно, потому что я не учитываю эффективных пикселей и прочих деталей и беру за основу не конкретную модель телефона, а гипотетическую.
«1080 на квадратный дюйм» для 20-дюймового экрана будет соответствовать 360 х 576 пикселей. Картинка, в полтора раза худшая, чем качество старого советского телевидения (625 линий по горизонтали).
Иначе говоря, если производители медиаконтента сейчас слепо будут следовать приказу министра и выполнят его до буквы, то дети вместо видеоуроков будут видеть изображения учителя с квадратной головой, как в майнкрафте.
Это будет вообще не видео, а мельтешение цветных пятен. Не думаю, что им это понравится. Это, по сути, поставит крест на видеоуроках и вообще на дистанционном онлайн-обучении с медиаконтентом, размещенным на серверах, подведомственных министерству цифрового развития. По счастью, этого не произойдет. Потому что министерство выдало очевидную чушь. Впрочем, мы к этому так привыкли, что уже не замечаем.
Описанная ситуация кажется забавным курьезом, но на самом деле она отражает очень низкий уровень принятия управленческих решений.
Это касается и образования, когда министр просвещения С. Кравцов говорит о том, что только ВПР может гарантировать выполнение стандарта (в то время как ВПР дает только срез и никак не может гарантировать выполнение стандарта, который предполагает контроль только по окончанию обучения, оставляя образовательному учреждению право самостоятельно формировать пути достижения результатов). Это касается и чехарды с дистанционным образованием, когда школам то запрещают проводить дистанционные уроки, так как объявляются нерабочие дни, то милостиво разрешают.
Это касается и последнего указа президента, где он требует приостановить деятельность всех организаций, кроме тех, что обеспечивают первоочередные потребности, но также требует и выплаты зарплаты работникам. Забыв, что приостановка деятельности организаций автоматически прекращает все операции по счетам этой организации, а значит, выплата зарплат просто невозможна.
Увы, это та данность, в которую мы погружаемся.
Радует только одно. Никакой нормальный айтишник не бросится выполнять откровенно идиотский приказ. Что он скажет в сердцах про чиновников, оставим на его совести. Но смотреть контент мы будем по-прежнему.
Немного технической информации
Качество видеоконтента измеряется не в пикселях на квадратный дюйм, а в пикселях. Если быть более точным, то в горизонтальных линиях экранного разрешения. Дело в том, что исторически телевизионная развертка измерялась в количестве строк. Европейский стандарт разложения для передачи использует 625 строк, из которых активных, то есть видимых на экране – 576. При этом такое количество строк и на большом экране, и на маленьком. Телевидение высокой четкости HDTV дает уже 720 или 1080 эффективных строк. Немного упрощая, применительно к современным реалиям 1 строка соответствует одному пикселю.
Но в постановлении министерства фигурируют не пиксели (картинка в 770 пикселей, то есть в 720 строк, вполне соответствует нормальному видео высокой четкости), а «пиксели на квадратный дюйм». Это совсем другая единица. В пикселях на квадратный дюйм определяется разрешающая способность устройства. Это не характеристика контента, а характеристика устройства, которой мы управлять не можем. Если же подойти к букве закона, то, чтобы перевести заданный показатель в параметр качества видеосигнала, надо сосчитать площадь экрана (для стандартного 6-дюймового экрана мобильного телефона это примерно 15,4 квадратных дюйма), умножить их на 720 точек, которые должны содержаться в одном. При этом мы узнаем размер картинки в пикселях. Это 11 700 точек (пикселей) на всю картинку. Так как соотношение сторон экрана 16:9, то вдоль короткой стороны у нас получится 79 точек. То есть картинка должна иметь качество 79 х 140 точек.