Борьба с распространением COVID-19 внесла радикальные изменения в систему образования. При этом более 90% учителей уверены, что онлайн-обучение не способно заменить уроков в классе. Почти 40% родителей считают дистанционные занятия каникулами, а 67% детей мечтают поскорее вернуться к привычному режиму. Участники нового формата учебного процесса страдают и от технических проблем, и от отсутствия опыта учебы «на удаленке». Эксперты отрасли предсказывают сложности для будущих абитуриентов, но самой уязвимой категорией называют учеников младших классов. Министерство просвещения, в свою очередь, предлагает включить в дистанционное образование телеуроки.
Один на всех
39% родителей приравнивают дистанционное обучение к каникулам. Этой же точки зрения придерживается почти половина школьников (49%). Кроме того, 62% учащихся и 56% их семей не считают, что онлайн-формат можно считать полноценной альтернативой занятиям в классе, показал опрос образовательной компании Maximum Education.
– Сейчас и родители, и учителя, и сами школьники находятся в ситуации стресса. Быстрая смена формата не дала возможности плавного перехода, – отметил глава компании Михаил Мягков.
62% школьников, которые ранее не занимались онлайн, считают, что переход на дистанционный формат обучения негативно сказывается на учебе. 21% юных респондентов придерживается диаметрально противоположного мнения, считая, что эффективность занятий повысилась. 15% опрошенных не заметили разницы между занятиями в классе и онлайн-уроками.
Из тех, кто и ранее сталкивался с дистанционным обучением, 50% не видят разницы между очными и онлайн-уроками, 34% считают, что заниматься стало сложнее и 14% заявили, что дистанционная учеба дается им проще. Среди проблем ребята назвали сложность в концентрации внимания, нехватку контакта с педагогом, отсутствие общения с одноклассниками и технические неполадки.
По мнению заслуженного профессора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной, одна из ключевых проблем кроется в том, во многих семьях есть только один компьютер или ноутбук, а родители сейчас тоже вынуждены работать в удаленном формате. То же самое касается и пространства – не каждая семья может организовать дома две отдельные зоны: для учебы и работы, чтобы взрослые не мешали ученику и наоборот.
– Ресурсы семьи изначально не рассчитаны на такой формат, – подчеркнула специалист. – Кроме того, при дистанционном обучении большая доля ответственности ложится на родителей, то есть им тоже нужно тратить время и силы на освоение онлайн-платформ и помощь ребенку, и зачастую они не справляются.
Сейчас даже развитые страны с достаточно серьезными проблемами переходят на дистанционный режим, отметила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
– Например, Нидерланды предоставляют компьютеры и интернет всем детям, которые должны учиться, если у семей такой возможности нет. Мы тоже столкнулись с тем, что далеко не все домохозяйства имеют компьютеры и доступ в интернет, – добавила она.
Если в семье несколько детей, то встает вопрос, как организовать их обучение, если компьютер один.
– Потому что учитель сейчас объясняет новый материал второклассникам, а четвероклассник в этот момент не может заниматься, и какая-то информация до него не дойдет, – отметила Татьяна Клячко.
Спасти конец года
Введенные меры, отмечает Ирина Абанкина, носят временный характер и нужны, «чтобы не угробить конец учебного года». Однако сомнений в том, что успеваемость российских школьников просядет, уже нет.
– В условиях карантина доступность образования и возможности подготовки к ЕГЭ очень разные. Что способствует нарастанию глубокого неравенства в подготовленности к итоговой аттестации, – сказала она. – Конечно, ребята в отдаленных районах, в сельской местности, где очень трудно организовать такую онлайн-подготовку, окажутся в худших условиях, чем те, у кого есть необходимые ресурсы для дистанционного обучения.
Возможно, в этой ситуации многим вузам придется снизить требования к абитуриентам, заявила Татьяна Клячко.
– Хотя думаю, что в данной ситуации старшеклассники всё равно находятся в менее уязвимом положении, чем ученики младшего возраста, – подчеркнула эксперт. – Например, ребенок еще писать толком не умеет, а ему уже нужно что-то делать на компьютере. Насколько они усвоят школьную программу, пока еще не понятно.
Из-за коронавируса перенос ожидает не только ЕГЭ и ОГЭ, но и, скорее всего, сдвинутся рамки учебного года – его продлят, а каникулы перенесут, считает Ирина Абанкина.
По ту сторону монитора
С трудностями перехода на «удаленку» столкнулись и российские педагоги. Согласно опросу, 91% из них считает, что онлайн-уроки не способны полностью заменить занятия в классе, а 80% заявили, что испытывают ряд проблем.
Главными сложностями учителя назвали нехватку у детей компьютеров, отсутствие интернета с той или иной стороны, малый опыт работы в таком формате, а также многообразие платформ – они не знают, какую им лучше выбрать.
По данным опроса Аналитического центра НАФИ, две трети учителей (68%) считают, что система школьного образования не готова к переходу на дистанционное обучение. Педагоги также невысоко оценили качество электронных учебных материалов, предлагаемых для дистанционного обучения. Только 40% охарактеризовали его как «отличное» или «хорошее», 43% как «удовлетворительное» и 9% как «плохое».
– Далеко не все учителя умеют работать в удаленном режиме, – отметила Татьяна Клячко. – Они в лучшем случае по электронной почте отправляют детям задания, говорят, что надо прочитать такой-то параграф, учебники или решить такие-то задачки.
Рекомендованные для дистанционного обучения платформы, добавила Ирина Абанкина, тоже изначально выполняют разные задачи.
– РЭШ (Российская электронная школа), МЭШ (Московская электронная школа), «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Фоксворд» и прочие основные платформы были настроены на разные задачи, – сказала она. – Если «Учи.ру», например, в первую очередь предназначалась семьям и детям, то «Яндекс.Учебник» – учителям. МЭШ рассчитана не на коллективные занятия, а для частичного использования на каждом уроке или для тех, кто по болезни или еще каким-то другим причинам пропустил школу. Построить на одной платформе весь учебный процесс очень сложно.
Министр просвещения Сергей Кравцов накануне заявил журналистам, что для тех учителей и родителей, у которых нет доступа в интернет, ведомство разработало специальные рекомендации обучения на дому: чтение книг, работу с традиционным учебником, самостоятельную работу, использование мобильной связи с максимальным покрытием.
– Сегодня мы проводим анализ имеющихся в школе возможностей. Разрабатываем модель, которая позволит учителю вести уроки, используя всё, в том числе дистанционные возможности, – сказал он. – Сейчас завершается полный анализ всей инфраструктуры, чтобы понимать, где ее точечно нужно улучшать, в каких населенных пунктах нужно увеличивать мощности интернета. Это очень важно для того, чтобы обеспечить адресную поддержку школам.
Кроме того, обсуждается вопрос включения телевещания в программу дистанционного образования, добавил он.