Дистанционное обучение // Интервью

В Кабардино-Балкарии дети, учителя и родители работают сообща

  • 29 апреля 2020

В Кабардино-Балкарии дети, учителя и родители работают сообща
Фото: greatspeech.com

Рассказывает заместитель директора Центра непрерывного повышения профессионального мастерства Министерства просвещения Кабардино-Балкарской Республики, кандидат психологических наук, доцент Фатима Хасанбиевна Кравцова.

– Легко ли дался педагогам переход на дистанционное обучение?

– Наши учителя успешно влились в дистанционное обучение. Это стало возможным благодаря тому, что с 2016 года мы активно приглашаем в республику издательства и образовательные кампании для работы с учителями. Ежемесячно у нас проходило несколько семинаров для педагогов каждой предметной области, в итоге были задействованы все учителя. Каждый учитель в процессе обучения получил пароль и доступ к электронным ресурсам, библиотекам, учебникам по своему предмету. С участниками обучения отрабатывали технологии работы в современных условиях дистанционного обучения: как правильно организовать образовательный процесс? Как трансформируется роль учителя в дистанционном обучении? Каким образом вовлекать детей и удерживать их внимание в процессе онлайн-занятий? Такой подход позволил всем освоить работу с электронными ресурсами. Тогда же электронными учебниками обеспечили и школьные библиотеки, а педагоги учились работать с ними. На Северном Кавказе мы первый регион, где так массово обучали учителей работе с онлайн-ресурсами.

– Все ли учителя справились с переходом в новый формат?

– У нас в республике много разных школ: городские, сельские, малокомплектные и отдаленные. В течение 2019 года мы вместе с «Яндекс.Учебником» провели курсы по обучению педагогов 1–5-х классов и поставили задачу обучить хотя бы по одному учителю из каждой школы. В некоторых городских школах такие курсы прошли 70–80% коллектива, от некоторых отдаленных учебных заведений было по одному человеку. Но то, что в каждой школе кто-то из учителей владел технологиями, сыграло большую роль в распространении опыта онлайн-обучения детей.

В результате такого обучения почти вдвое увеличилось количество пользователей учителей и их учащихся, так как обученные педагоги помогают своим коллегам также пользоваться образовательными ресурсами дистанционного обучения. Центр следит за статистикой пользователей образовательными ресурсами, а также отвечает за методическое сопровождение в режиме онлайн и находится в постоянном контакте с учителями, с образовательными компаниями, издательствами.

Динамика работы на платформе «Яндекс.Учебником» высокая, и она растет. Сейчас в нем зарегистрированы более 1650 учителей, за период с середины марта количество выросло вдвое: они учатся друг у друга или самостоятельно осваивают платформы. В конце марта Яндекс прислал письмо об открытии «Яндекс.Школы», где говорилось, что разработаны уроки для школьников до 11-го класса, мы письмо разослали нашим учителям. И увидели всплеск подключений: коллеги делились между собой опытом пользования платформой.

Например, за последние три недели количество детей, зарегистрированных в «Яндекс.Учебнике», увеличилось почти вдвое и достигло 28,5 тысяч. Это очень большое количество для нашего региона. У нас есть и другие образовательные платформы: Яндекс.Учебник, Алгоритмика, Skyeng, Учи.ру, Просвещение, Новый диск, Максимум, ЯКласс. На них тоже работает много учителей.

Кроме того, мы создали свою платформу на уровне Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: там учителя могут регистрироваться, получать новую информацию, ссылки на образовательные ресурсы. Работа по информированию педагогов ведется ежедневно.

Конечно, некоторые учителя в возрасте не смогли оперативно переучиться и сразу использовать онлайн-платформы для обучения: сейчас они работают с помощью WhatsApp, электронной почты. Но с сентября мы планируем массовое обучение оставшихся учителей, в том числе и через тех педагогов, которые уже прошли курсы.

– Какие плюсы и минусы вы выявили в процессе дистанционного обучения?

– Например, то, что дети, учителя и родители работают сообща, эта совместная работа их объединяет – это большой плюс. Еще одно позитивное явление – дети-интроверты, неуверенные в себе, которые стесняются проявлять инициативу, не любят выходить к доске, раскрылись во время онлайн-обучения. Они работают в комфортных условиях и справляются с большим объемом работы.

В связи с этим в программу курсов для педагогов, которые будут проходить с сентября, мы планируем включать не только блок по дозированию учебного материала в дистанционном режиме, но и рассказывать о том, что и во время занятий в классе можно применять онлайн-технологии с учетом индивидуальных особенностей учеников. Пока все находятся на дистанционном обучении, мы получаем много полезной информации, осознаем плюсы и минусы такого формата с методической точки зрения, чтобы в дальнейшей работе с учителями использовать и учитывать данную информацию.

– Вы говорили про малокомплектные школы: как там обстоят дела с интернетом, технологическим оснащением?

– Интернет у них есть, но не везде скоростной. По приглашению парламента Кабардино-Балкарской Республики наш Центр выезжал на места, объехали отдаленные малокомплектные школы. И сейчас ведутся переговоры с провайдерами: хотим, чтобы скоростной интернет был везде. Эта задача стоит на правительственном уровне в регионе.

– Как сейчас учатся дети, у которых нет интернета?

– Хотя бы какой-то интернет есть у всех. Учителя высылают школьникам задания по электронной почте, через WhatsApp. Они выполняют и фотографируют задания, иногда снимают видео и отправляют. Есть проблема с дозированием материала, а так все работают. У нас школы исполнительные, и проблемы решаются точечно. Например, в одной школе в Нальчике есть малообеспеченная семья, где много детей. Директор школы предоставил семье компьютер, подключили к интернету. У нас нет ни одного ребенка, с которым бы не занимались сейчас дистанционно.

– Какие основные проблемы у педагогов, родителей, детей?

– Основная проблема – объем подачи материала. Учителям сложно понять, какой дать объем домашнего задания. Для учителей это тоже новая ситуация. Иногда ребенок вместо половины дня, которые обычно проводит в школе, сидит за заданиями целый день. Мы уже решаем этот вопрос с муниципалитетами и школами. Каждый директор школы знает, у кого (из детей и учителей) какие возможности.

– Как вы думаете, на ком из учеников эта ситуация отразилась больше всего?

– Дети младшего возраста быстро ко всему привыкают. Сложнее старшеклассникам. В нашей республике было принято решение продолжать учебный год и для учеников 9-х и 11-х классов. У них скоро экзамены, к ним надо готовиться. Из-за нового формата организации учебного процесса на выполнение заданий уходит больше времени, чем если бы они ходили в школу. Это глобальная проблема, которая касается всей России. Общаясь с коллегами системы дополнительного профессионального образования всех регионов, проблемы актуализируем совместным путем и находим определенные выходы из сложившейся ситуации. Но педагогическое сообщество нашей страны настолько привыкло быстро адаптироваться к изменяющимся условиям образовательной среды, что удивляет предприимчивостью. Думаю, что этот сложный для всех период пандемии станет определенным опытом, и мы вступим в новую фазу внедрения и развития информатизации и цифровизации образования.



Новости





























































Поделиться