В связи с готовящимися изменениями в структуре управления Российской академией образования можно услышать, что они направлены лишь на то, чтобы сделать Ольгу Юрьевну Васильеву, человека, не пользующегося значительным авторитетом в научной среде, с небесспорными взглядами на будущее российской школы, президентом этой Академии. Честно говоря, мне это представляется наименьшим злом по сравнению с административным контролем за академией, при том что нынешний президент, Юрий Петрович Зинченко, показал себя на своем посту не только организатором науки, но и действительно научным, интеллектуальным лидером.
Главная проблема, однако, в другом. РАО, созданная по образцу АН СССР, – преемницы Петербургской АН – работала по сформировавшимся веками принципам.
Главным из этих принципов является внутренняя самоорганизация академического сообщества.
Эти принципы сформировались в российской науке как части европейского, а затем мирового научного сообщества. Они сохранились в нашей стране в процессе очень серьезных политических изменений XX века.
Более того, своими достижениями, ролью в стране, своим мировым престижем Академия во многом обязана именно этим принципам. Случаи противостояния Академии и власти в истории страны были не отдельными эпизодами, они сыграли важнейшую роль в решении судьбоносных для страны проблем (достаточно назвать фамилии Капицы, Ландау, Сахарова). При этом Академия служила стране и власти, и не шла поперек истины. Трагическая судьба президента Академии М.В. Келдыша была отражением колоссального противостояния, где Академия выстояла.
Сейчас речь идет об очередном шаге подчинения Академии (и академий) чиновникам, уполномоченным властью.
Это быстро и радикально негативно отразится на продуктивности Академии, независимо от благих намерений чиновников – ни тех, кто уполномачивал, ни тех, кого уполномочили. Безусловно, российская наука, в том числе и педагогическая, сегодня в таком положении, что это не приведет немедленно к поражению в мировой войне. Но будет одним из проигрышных шагов в борьбе за новую российскую школу.