ФГОС // Статья

«Инициатива ФГОС 4.0: в джазе только отважные»

  • 15 апреля 2020

«Инициатива ФГОС 4.0: в джазе только отважные»
Фото: u-f.ru

Глубокоуважаемые А.И. Адамский, А.Г. Асмолов, И.М. Реморенко и другие коллеги инициировали экспертное обсуждение подходов и содержания будущего ФГОС, удачно выбрав номер версии 4.0. Предложенная инициатива предполагает создание документа (документов) нового образца, институциализирущих не требования к результатам, содержание образования и т.д., а ценностно-смысловые основы стратегирования согласия различных социальных групп – участников образования. ФГОС 4.0 провозглашается конвенциональной нормой необходимого разнообразия, гарантом социальной справедливости и успешности подрастающих поколений, плацдармом реализации стратегии персонализации и проектирования социокультурной ситуации развития.

Сегодня в условиях сингулярности простое продолжение докризисной образовательной политики очевидно невозможно. Происходят необратимые парадигмальные сдвиги: когнитивная революция и переход к экономике знаний, цифровая революция и переход к цифровой экономике, массовизация высшего образования и массовый запрос на персонализацию. Мы видим, как переопределяется целый набор привычных понятий: «профессия», «класс», «содержание образования», «ученик», «учитель» и т.д. Все это объективно останавливает возможность существования прежней деятельности школы – простое воспроизведение общественных норм, передачи накопленной научной информации и практического опыта. Происходящие события, связанные с пандемией, явились мощнейшим катализатором скачка развития, вынудив всех участников образования (учителей, детей и родителей) в режиме стартапа и создания MVP (минимально-ценностных продуктов) искать простые решения, работающие в новой реальности. Согласно модели, Cynefin – это домен «хаос», в котором есть только текущая позиция и не существует целевого образа, экспертов, лучших практик и т.п. Именно эта ситуация рельефно показала непригодность тактики реактивного поведения школ на внешние директивные воздействия учредителя и приоритетную ориентацию на представление «качественных» результатов образования, максимально четко соответствующих требованиям контрольных мероприятий.

При этом видоизменяя само понятие «качество» как степень соответствия результата ожиданиям заказчика за счет помещения в позицию последнего исключительно учредителя.

Учитывая профиль нашей с коллегами деятельности по проектированию и проектному управлению, обратим внимание на различие трактовок понятия «стандарт». ГОСТы и отраслевые стандарты в России предписывают неуклонно соблюдать все требования в точности их написания в документе. При этом в практике проектного управления стандарт воспринимается как свод знаний и передового опыта в классических подходах (например, Project Management Book of Knowledge в PMI) или как манифест в гибких подходах (например, Agile Manifesto). Обе трактовки соответствуют по смыслу популярной в 80-е годы спортивной передаче телевидения ГДР «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Именно с этих позиций имеет смысл рассматривать инициативу ФГОС 4.0.

Крайне важно, чтобы ФГОС 4.0 стал примером новой образовательной реальности – территорией общественного договора между участниками образования, баланса различных требований и ожиданий его стейкхолдеров (заинтересованных участников), минимизации конфликтов их норм.

ФГОС 4.0 позволит постепенно перейти от господствующих сегодня в школе базовых процессов «подготовка» и «обучение» к преобладанию базового процесса «образование», основанного на метакомпетенциях самоорганизации, самоопределения, целеполагания, продуктивного действия и рефлексии. Особенно рефлексии как ключевом средстве превращения информации в знания, в персональное содержание образования. Одним из ключевых аспектов ФГОС 4.0 должен стать сквозной базовый процесс «воспитание» как средство восхождения к культуре, технологии работы с ней, оперирования с онтологиями, философией, исторической памятью, традициями и мудростью народов России и мира (вместо формального выполнения плана мероприятий по воспитательной работе).

В новом ФГОС 4.0 ядерными элементами должны стать: (1) субъектность всех участников образовательного процесса как персональная, так и коллективная (ученика, родителя, учителя, администрации, партнеров и т.д.), обеспечивая возможность конструирования коллективно желаемого образа будущего и движения к нему в самоорганизующихся сообществах; (2) новая система позиций, протоколов равного «горизонтального» взаимодействия, ритуалов и артефактов на основе договоренностей и обязательного их исполнения.

ФГОС 4.0 может рассматриваться как своего рода агрегатор условий и правил игры, остальное – вопрос субъектов образования. Важно обеспечить переход от администрирования и руководства школой к управлению ее развитием, предоставить в рамках нового ФГОС принцип академической свободы на согласованном интервале доверия.

Принципиальным отличием ФГОС 4.0 от всех предшественников может стать трансформация рассмотрения не «модели выпускника» (через систему образовательных результатов и средств их оценивания), а образа участника образования, который не зависит от возраста, статуса и занимаемой позиции (ученик, родитель, учитель, директор и пр.). Образ участника может быть раскрыт через набор мета-качеств (мета-компетенций), которые являются основополагающими элементами успешности человека в условиях сложности, разнообразия и неопределенности: мотивация к познанию, техники «само», умение учиться и т.д. Каждый участник образования, особенно учитель, должен находиться в ситуации развития и решения проблемной задачи, в противном случае происходит возврат к «подготовке» и «обучению».

Рассматриваемая инициатива ФГОС 4.0 позволяет запустить механизм практического «расшколивания», превращения школ в опорные узлы образовательных экосистем. В новых объективных реалиях школа становится платформой персонального образования – триединым местом формирования образовательного запроса, осредствления ученика и реализации его запроса в деятельности. Важнейшая роль школы – центр персональной образовательной логистики: мотивация вопрошания, помощь в формировании запроса и индивидуальных (и коллективно-индивидуальных) образовательных маршрутов, навигацией и мониторингом успешности продвижения по ним.

В течение нескольких лет на стратегических и проектных сессиях с директорами школ, с представителями органов управления образования и другими заинтересованными участниками мы проектируем новые школы, разрабатываем концепции развития существующих школ и видим, что с учетом глобальных тенденций и текущим катализирующим обстоятельствам есть объективная возможность перейти к ситуации, когда «нестандартность» школы станет стандартом, когда ученик будет восприниматься дееспособным субъектом со своими мотивами и целями, когда совершать ошибки (в рамках Уголовного кодекса и вреда для здоровья), а также задавать вопросы «почему» и «зачем» станет позитивным образовательным культом.

Обсуждая ФГОС 4.0, крайне важно фокусироваться на том, что он номинируется инициаторами на уникальную позицию «мы из будущего», его проектирование необходимо вести «из будущего», а не из «продолженного настоящего».

Павел Рабинович,
к.т.н., доцент, директор центра проектного и цифрового развития образования ИОН РАНХиГС,
заместитель директора Школы антропологии будущего РАНХиГС


Приглашаем 18 апреля на Сетевую межрегиональную конференцию «Эврика-Авангард – 2020», где в формате дискуссий и проектных групп будет сформирована инициатива «ФГОС 4.0» по ключевым содержательным направлениям.

Конференция «Эврика-Авангард - 2020»




Новости





























































Поделиться