Дистанционное обучение // Комментарий эксперта

Александр Кондаков: Оптимальное решение – объединение усилий разных компаний на единой платформе


Александр Кондаков: Оптимальное решение – объединение усилий разных компаний на единой платформе
Фото: wow-model.com

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями предпринимательского сообщества, состоявшейся 26 марта 2020 года. Одно из поручений – проработать вопрос развития информационных платформ для онлайн-образования, рассмотрев механизмы их поддержки, а также варианты оплаты пользователями их услуг. Мы попросили прокомментировать это поручение генерального директора компании-резидента «Сколково» «Мобильное электронное образование», доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования Александра Кондакова.

То, что сегодня уделяется такое внимание вопросам дистанционного обучения и вообще цифрового образования, неудивительно, хотя жалко, что это произошло на фоне поразившей мир пандемии коронавируса, а не намного раньше. Программы информатизации образования в нашей стране начали реализацию с конца 90-х годов. Среди нескольких масштабных программ особенно выделяется третий заем Всемирного банка «Информатизация системы образования Российской Федерации». В рамках этой программы были заложены основы цифровой дидактики, появилось новое направление деятельности – педагогическое проектирование, были разработаны требования к цифровым образовательным ресурсам, появились первые образовательные порталы и образовательные платформы, создана сеть межмуниципальных методических центров и пр.

В дальнейшем политика в области онлайн-образования связана в основном с поставками оборудования и подключения школ к интернету.

К сожалению, этого оказалось недостаточно. Каналы связи и серверные мощности образовательных платформ не выдержали одновременного подключения к системе почти 17 млн школьников, 7 млн студентов вузов и 4 млн студентов колледжей, не считая учителей и преподавателей, семьи.

Увы, но на федеральном уровне практически никакого внимания не уделялось научным разработкам и экспериментальной деятельности в этой сфере. Что и явилось главной причиной неготовности к работе образовательных организаций в условиях удаленного доступа. Это не означает, что этим не занимались учителя, разнообразные компании, но эта деятельность была не системна, не имела под собой серьезной научной основы. Ярким примером являются Московская и Российская электронные школы. Эксперты неоднократно высказывали сомнения в целесообразности реализации этих проектов в предложенных форматах. Не случайно потребители – учителя, родители и дети – «проголосовали» не в их пользу в условиях массового перехода к работе в режиме удаленного доступа.

Пока еще рано говорить о широкомасштабном внедрении первых результатов Национального проекта «Образование». Работа далека от завершения.

В рамках поручения президента по вопросу развития информационных платформ для онлайн-образования самым неправильным будет предложение о создании еще одной платформы национального уровня.

Для этого потребуется очень много времени, исследований и экспериментов с неочевидным результатом в конце. В стране существует целый ряд образовательных платформ, которые созданы разными компаниями: «Учи.ру», «Мобильное электронное образование», Skyeng, «Алгоритмика», Яндекс, Mail.ru и многие другие.

Оптимальное решение, с моей точки зрения, будет заключаться в объединении усилий разных компаний на единой платформе – своеобразном «маркетплейсе», на котором будет представлен лучший образовательный контент, с соответствующей организационной и методической поддержкой педагогов, обучающихся семей. Это даст возможность выбора потребителю. Насколько мне известно, с подобной инициативой уже выступило Агентство стратегических инициатив.

Это создаст условия выстраивания конкурентной среды с продуманной нормативно-правовой базой, что создаст достаточные условия и предпосылки для эффективного развития индустрии цифрового контента в России, позволит педагогам выбирать то, что им удобно и комфортно, то, что отвечает запросам, способностям и интересам обучающихся. Как человек, который занимается этим около 20 лет, могу сказать, что в России достаточно компаний, специалистов и ресурсов, чтобы сделать это в кратчайшие сроки. Именно в этом я вижу шанс развития, иначе получится очередная попытка продажи залежалого «PDF-товара» в виде электронной формы учебника и тому подобных вещей.

В качестве механизма поддержки и вариантов оплаты пользователями услуг дистанционного образования целесообразно предоставить возможность образовательным организациям приобретения цифрового контента по статье «учебно-методическое обеспечение».

Стоимость подключения к онлайн-контенту, кстати, как минимум будет в 2 раза дешевле, чем при приобретении бумажных учебников. Поэтому наиболее рационально сейчас выделить дополнительные средства образовательным организациям специально для закупки цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют строить программы дистанционного обучения. По оценкам экспертов, достаточно выделять около тысячи рублей в год на одного ученика, чтобы рынок современных образовательных ресурсов в России реально заработал и обеспечил российских учеников и учителей качественными цифровыми продуктами.

Для этого в дальнейшем необходимо внести изменения в 15-ю статью Закона «Об образовании в РФ», уточняющие вопросы организации сетевого взаимодействия государственных (муниципальных) организаций и негосударственных поставщиков услуг. Разработать механизмы финансирования образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования, реализуемых в сетевой форме.

С целью обоснованной регламентации работы детей с компьютером необходимо скорейшее внесение изменений в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в целях адаптации требований к продолжительности непрерывного применения технических средств обучения на уроках в связи с переводом образовательного процесса на дистанционный режим.

Важнейшим барьером в развитии цифровых образовательных платформ является дефицит ресурсов.

Практически все современные онлайн-платформы и сервисы разработаны и реализуются коммерческими организациями. Они не могут позволить себе продолжать поддержку этих сервисов бесплатно в течение длительного времени. Более того, им нужны средства на развитие продуктов. Необходимо обеспечить поддержку производителей контента, предоставляющих бесплатный доступ пользователям в период эпидемий.

Ни в коем случае нельзя забывать об обеспечении исполнения Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, приказа ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. № 17, приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21. В условиях массового перехода образовательных организаций страны на работу в дистанционном режиме критично соблюдение действующих норм законодательства о защите персональных данных. К цифровым образовательным платформам будет подключено около 50 млн граждан (обучающиеся, педагогические работники, семьи), утечка информации об их персональных данных может создать угрозу безопасности страны.

В заключение не могу не сказать, что жаль, что фора, которая у нас была в виде двух недель подготовки к запуску удаленного доступа, не была использована в полном объеме. Тем не менее шанс для развития есть. Главное – как им воспользоваться.

Записала Людмила Боросгоева



Новости





























































Поделиться