Дистанционное обучение // Колонка

Марьяна Безруких: Надо оставить детей в покое, поставить им годовые оценки по текущим результатам и переключиться на индивидуальные занятия


Марьяна Безруких: Надо оставить детей в покое, поставить им годовые оценки по текущим результатам и переключиться на индивидуальные занятия
Фото: mtdata.ru

Главная ошибка учителей при переходе на дистанционное обучение – это буквальное копирование классно-урочной системы в онлайн-формат. Из-за этого дети вынуждены часами сидеть перед монитором, в то время как у значительного числа из них нет компьютеров и нормального рабочего места, а использование смартфона в этом случае категорически не рекомендуется, потому что, во-первых, от него очень сильное излучение, во-вторых, это очень маленький экран, поэтому испортить зрение можно за неделю.

В общем, классно-урочная система в этом плане не подходит, так же как обычная структура урока, потому что есть СанПиНы.

Ученики начальной школы должны непрерывно смотреть в экран не больше 15 минут один раз в день, ученики 5–7-х классов – 20 минут, а старшеклассники – 25 минут.

Но на деле получается гораздо больше. И ещё придумали «фишку» (я уж не знаю, кто её придумал, но у меня много такой информации): родителей обязали снимать видео, как ребёнок занимается. Давайте давление на ребёнка организуем с двух сторон – с одной стороны, родитель будет видео снимать, чтобы ребенок не дай Бог не отлынивал, с другой стороны – учитель будет контролировать.

Еще одна проблема – качество заданий на образовательных интернет-ресурсах.

Я считаю, что разработчики должны краснеть от стыда. Наверное, есть какой-то эффективный или рациональный контент. Но где он? Только что мне прислали аудиозапись мамы, которая говорит: «Всё, больше не могу. Пусть не учится. Пусть хоть “единицу” ему ставят. Я ничего не понимаю, он тоже ничего не понимает».

Мне могут возразить: «Раньше ругали бумажные учебники, сейчас критикуют онлайн-задания».

Все правильно, потому что ничего практически не изменилось, когда интернет-платформы превратились в копию обычных бумажных учебников. Еще в тот период, когда издательство «Просвещение» разрабатывало электронные учебники, мы говорили о том, что не может компьютерный учебник быть цифровым переводом традиционного.

Он должен быть принципиально другим, но к нашим замечаниям никто не прислушался.

Так какими должны быть дистанционные уроки?

Прежде всего – разными. Формы и варианты работы, наверное, в каждой предметной области могут отличаться. Но есть общие принципы. Минимум объяснений, максимум интерактива, а не десять однотипных вариантов решения задач.

Но для этого дети должны уметь хорошо читать, хорошо воспринимать устную речь (что проблема), владеть письменной речью для того, чтобы отвечать на вопросы в чате, уметь вести диалог (что тоже проблема). Когда учитель в основном говорит на уроке – это одна ситуация. Другая ситуация – когда учитель должен говорить меньше и больше спрашивать, он должен уметь правильно и четко формулировать вопросы, побуждающие к размышлению и творчеству, а не к примитивному пересказу.

В общем, это очень серьёзная проблема. В прошлом году, когда наш институт проводил исследование по использованию компьютерных технологий в школах десяти регионов России в разных предметных областях, выяснилось, что максимально их применяют не больше 20% педагогов.

Но при этом руководство школ, отвечая на вопрос: «Считаете ли вы, что компьютерные технологии более эффективны?», дружно ответили: «Да».

И дети у нас совсем не цифровые. Да, им нравятся компьютерные игры, но интереса к информационным технологиям на уроках они не испытывают. Поэтому надо научить учителя, как сделать этот процесс эффективным.

Я считаю, что сейчас в условиях карантина надо оставить детей в покое, поставить им годовые оценки по текущим результатам и переключиться на индивидуальные занятия. Каждый учитель знает, с каким ребёнком чем нужно позаниматься. Мне зададут резонный вопрос: «А сможет ли учитель, у которого несколько классов, в каждом классе по 35 детей, организовать индивидуальные занятия с каждым ребенком?»

Да, это сложно. И это нужно учесть, потому что считают, что якобы в период дистанта у педагогов меньше работы, а на самом деле ее гораздо больше, и она значительно сложнее.



Новости





























































Поделиться