Аналитика // Новость

Дистанционное образование: на что жалуются учителя

  • 27 марта 2020
  • 2000

Дистанционное образование: на что жалуются учителя
Фото: mgpu.ru

Учителя, школьники и их родители после введения в России дистанционного обучения в школах из-за пандемии коронавируса больше всего жаловались на технические сбои, а также неготовность оборудования и самих педагогов к работе онлайн, показало исследование Института прогрессивного образования, с результатами которого ознакомились РИА Новости.

Рекомендацию перевести школьников на дистанционное обучение Минпросвещения дало регионам 14 марта. Позже о введении каникул в школах с 23 марта по 12 апреля заявил министр просвещения России Сергей Кравцов. В этот период министерство и Рособрнадзор обеспечат методическую поддержку учителей и родителей по вопросам дистанционного образования.

Эксперты Института прогрессивного образования решили изучить мнения рунет-сообщества о первых итогах такого перехода. Рабочая группа аналитиков провела экспресс-мониторинг интернета и систематизировала основные жалобы на онлайн-уроки от учителей, школьников и их родителей. В дайджест исследования вошли запросы поисковой выдачи ведущих систем (Яндекс, Google, Рамблер и Mail.ru), а также социальные сети, наиболее популярные среди россиян (ВКонтакте, Одноклассники и Facebook).

«В период с 23 по 25 марта в социальных сетях было обнаружено более 18 тысяч сообщений с негативной интонацией, связанных с переходом на дистанционную форму получения образовательных услуг. Институт прогрессивного образования выделил в круге референтных откликов пять типов наиболее распространенных жалоб», – говорится в результатах исследования.

Жалобы на технические сбои, учителей и рост нагрузки

В первую очередь пользователи оказались недовольны техническими сбоями во время дистанционной работы. Как сообщают общественники, чаще всего пользователи жаловались на техническую неготовность интернет-ресурсов, рекомендованных школами, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. Общие сбои по регионам фиксировались даже на агрегаторах типа «Электронной школы» или на важнейших площадках уровня «Электронного дневника».

«В этой связи у всех участников образовательного процесса возникали сложности с авторизацией и личным кабинетом, отправкой и проверкой домашнего задания. С серверов периодически пропадали выставленные ранее оценки, отмечали пользователи из разных субъектов РФ», – говорится в материалах.

Претензии высказывались в отношении цифровых навыков педагогов. По данным экспертов, свыше 25% комментариев были посвящены цифровым компетенциям учителей. При этом авторы сообщений отмечают, что у работников школ зачастую отсутствует понимание методик онлайн-преподавания и навыков удаленной передачи знаний, в связи с чем дистанционные занятия превращаются в систему самообразования.

Многие педагоги, по оценкам пользователей, просто выкладывают в социальные сети домашнее задание, например, самостоятельно изучить параграф учебника и законспектировать его. Чтобы усвоить материал по-настоящему, школьникам приходится брать дополнительные уроки на специализированных онлайн-площадках.

Вместе с тем почти 5,5% жалоб относятся к проблеме возросшей нагрузки на школьников и учителей. Родители сетуют на то, что домашние задания присылают в большом объеме, а учителя вынуждены, помимо основных занятий, которые не везде отменены, очень плотно готовиться к урокам в интернете, сообщается в материалах.

«Школам, в отличие от вузовских программ «цифровых университетов», не хватает постоянной практики в режиме онлайн. Хотя большинство уроков проводится с использованием ИТ, это лишь вкрапления в офлайн-методики», – прокомментировала исследование директор Института прогрессивного образования Анна Маркс.

Платные задания и отсутствие оборудования

Выяснилось, что ряд школьников жалуются на платные задания.

«Более 13% участников тематических коммуникаций также обратили внимание, что часть занятий на образовательных платформах остается платной. Особенно это заметно, по оценкам родителей, в разделах контрольных и проверочных работ. Несмотря на то, что многие онлайн-школы временно открыли бесплатный доступ к своим ресурсам и библиотекам, значительная доля контента, рекомендуемого образовательными учреждениями, требует вложений. И даже сами учителя ограничены в выборе бесплатных заданий», – говорится в материалах.

Помимо этого, 10% сообщений связаны с жалобами на недостаток необходимого оборудования для онлайн-обучения.

«Никто и никогда в современной России не анализировал, готовы ли дети к «дистанционке». Не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь находятся многодетные и малоимущие семьи», – подчеркнула Маркс.

Она сообщила, что для того, чтобы помочь педагогическому составу переориентироваться и развить цифровые компетенции, Институт прогрессивного образования на своей платформе запускает обучающие экспресс-курсы для учителей.

Институт прогрессивного образования – общественная организация, объединяющая экспертов в сфере просвещения и науки для повышения качества и доступности системы образования, а также развития образовательных технологий.



Новости





























































Поделиться