В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) прошел виртуальный круглый стол по обучению в школах, во время которого эксперты назвали главные вызовы образовательной системе. Среди них – способность давать знания, которые потребуются на рабочем месте сразу после обучения, отсутствие гибких Agile-подходов в образовании, практикоориентированных занятий и индивидуальных траекторий развития. В круглом столе участвовали лидеры проектов, которые поддерживает и продвигает АСИ.
«Со школьниками недостаточно проводится профориентационная работа – не освещается возможность получить конкретные профессии в колледжах, не изучается вопрос профессий, которые подходят для детей определенного склада и имеющих успехи в конкретных дисциплинах, не делается обзор профессий будущего», – заявила лидер проекта «Школа реальных дел» Наталья Тараненко.
По ее словам, российскому школьному образованию не хватает индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, взаимосвязи программ школ и вузов с потребностями рынка труда и планами развития регионов. Наталья Тараненко отметила, что у западных стран России стоило бы перенять рейтинговую систему оценки успехов ребенка в обучении, которые учитываются при поступлении в вузы. Эксперт считает обязательным распределение в классы и на подгруппы по успеваемости: это нужно для создания дополнительной мотивации детям и для того, чтобы сильные ученики получали больше учебного материала и занимались с лучшими педагогами.
«Нам не хватает закупок нестандартного оборудования для изучения инновационных программ. Реализуемые сейчас проекты просто оснащают нас панелями, компьютерами и серверами. Остальное оборудование и мебель не подходят, а у школ нет возможности закупать что-то по своему желанию», – подчеркнула Наталья Тараненко.
Лидер проекта «Олимпиада по технологическому предпринимательству» Александр Ременцов заявил, что еще один немаловажный вызов школам – внедрение дистанционного обучения и инклюзивное образование. Он добавил, что ситуация в семьях также влияет на учебный процесс детей.
«Главный вызов сегодня – отсутствие гибких Agile-подходов в образовании. Фундамент Agile составляют три объекта — процесс непрерывного обучения, замотивированные люди и качественные изменения. Именно эти вещи сейчас являются наиболее важными для системы образования. Реальность такова, что наиболее качественно усваиваются те знания и навыки, которые интересны обучающемуся и, вероятно, будут использоваться им в реальной жизни. Поэтому важно включать родителей ученика в создание образовательного процесса, ведь именно им в большей степени известны предпочтения и склонности ребенка», – сказал эксперт.
По его словам, важно включать и самих учеников в постановку задач и оценку преподавания, потому что сейчас у педагогов нет инструментов, которые позволили бы организовать командную работу вместе с детьми и родителями.
Именно для этого и нужен Agile, «который может легко интегрироваться в работу конкретных школ и использоваться при проектировании учебной программы и в ежедневной работе».
«Многие школы ставят в приоритет процессы и инструменты, а не индивидуальные потребности ученика. Школа представляет собой учреждение с технократическим стилем управления, когда практически не уделяется внимание человеческому фактору, и школьная администрация действует в соответствии со строго определенными правилами. В этом случае методология Agile позволила бы достигать целей через человекоориентированный подход, повышая качество организационной дисциплины», – сказал Александр Ременцов.
Для того, чтобы оптимизировать образование, эксперт предложил ввести короткие интервалы обучения – вместо четвертей в школах должны появиться «короткие учебные дистанции», которые длятся две-три недели и заканчиваются подведением итогов работы вместе с ретроспективой. Также он призвал больше общаться, в том числе в семье, чтобы создавать новые возможности качественного обучения. Кроме того, нужно постоянно совершенствовать техническое обеспечение школ и заниматься осознанным образованием, считает Александр Ременцов.
Лидер проекта «Скиллфолио» Виктория Шиманская обратила внимание на практикоориентированные занятия и индивидуальные траектории развития школьников.
«Современным детям невозможно сказать «учиться просто потому что надо». Как только появляются реальные задачи и кейсы, материал становится интересным и лучше усваивается. Как только мы начинаем не просто «впихивать» знания в ребенка, а сначала узнаем его интересы, раскрываем таланты ребенка, происходит развитие его метапредметных навыков. Если учитель может ответить как знания математики помогают стать режиссером или киберспортсменом – он действительно поможет развитию каждого ученика», – сказала эксперт.
По ее словам, на профессиональное самоопределение детей влияет не получение пятерок, а развитие эмоционального интеллекта, критического и цифрового мышления, коммуникативных навыков.
«По данным Comcon, более 83% детей хотят учиться хорошо, и только 36% ходят в школу с удовольствием. В результате мы видим, что сегодня ребенок сдал тест, а завтра уже не помнит эту информацию. Именно вовлекающее обучение позволяет по-настоящему развивать ребят, раскрывать их таланты и они осваивают и применяют полученные в школе знания», – отметила Виктория Шиманская.
Среди главных мировых трендов образования она назвала социально-эмоциональное обучение. По ее словам, дети, которые учились на таких практиках, лучше усваивают школьный материал и общаются в группе, осознанно выбирают профессии и не попадают в плохие компании. Также все большую роль играет смешанное обучение.
«Внедрение такого обучения, социально-эмоционального подхода и индивидуальных траекторий развития позволит построить новые форматы обучения, соответствующие требованиям цифровой экономики, и уже в ближайщий год повысить вовлеченность школьников в обучающий процесс, подготовить счастливых профессионалов будущего», – добавила лидер проекта.
Ведущий научный сотрудник совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития, эксперт дирекции социальных проектов АСИ Ирина Комарова считает главным вызовом школьному образованию разрыв между экономикой знаний и образовательным укладом, воспроизводящим кадры для индустриальной экономики. Если в России не изменится модель образования, то семьи и школьники будут жить в стране «с неконкурентной экономикой со всеми вытекающими последствиями».
«В первую очередь это коснется экономического положения , затем вызовет дальнейшее падение индекса человеческого капитала, несоответствие желаемого и действительного ведет к снижению индекса счастья, который сегодня подсчитывается мировой статистикой на уровне данных, а на бытовом уровне – к росту числа психически неуравновешенных людей», – заявила Ирина Комарова.
В числе лучших зарубежных практик, которые могла бы заимствовать российская образовательная система, Ирина Комарова назвала американский проект EdClusters – инновационные кластеры образования. На его появление повлияли несколько факторов:
- Смещение задач образования в сторону одаренных как ресурса для ускорения развития конкурентности страны
- Развитие образовательных технологий, создание управления образовательных технологий в департаменте образования США и принятие системы законодательных актов об образовательных технологиях для всех уровней образования
- Исследования фонда МакКинзи о роли лидерства в инновациях
- Формирование экосистем инноваций практически во всех штатах США
- Осознание роли «третьего места» в развитии системы образования
При этом в России также работают несколько передовых методик, например, проекты «Одаренный ребенок» и «Код профессии» в Якутии и Новгородской области. Также в этих регионах и в Подмосковье реализован проект «Ранне выявление отклонений в развитии».
«В разработке находится модель, созданная по результатам Форсайт-флота 2017. Она поддержана Фондом президентских грантов – это создание Академии устойчивого развития (АУР) как механизма выращивания институтов социального предпринимательства в Новгородской области и Санкт-Петербурге, направленного на сферу образования», – добавила Ирина Комарова.