Школьники // Интервью

Гонка с препятствиями начинается в тот момент, когда ребёнок переступает порог школы

Академик РАО, доктор биологических наук, лауреат премии президента РФ в области образования Марьяна Безруких – о дошкольном и школьном детстве и рисках, которые не осознают взрослые.

Гонка с препятствиями начинается в тот момент, когда ребёнок переступает порог школы
Фото: i.ytimg.com

Родители выбирают школу, а школа – родителей и ребёнка

– Марьяна Михайловна, около 70% родителей школьников поддерживают идею введения обязательной предшкольной подготовки. Откуда такая убеждённость в том, что без специальной подготовки не обойтись?

– Во многом это манипуляция школы, потому что стандарт дошкольного образования не считает обязательным подготовку ребёнка к школе, предусматривающую обучение письму, чтению, счёту, а школа это требует. Значительная часть родителей выбирают школу не для ребёнка, а для себя.

Больше того, в последнее время наметился такой тренд – родители очень озабочены тем, с какими родителями им придётся общаться в школе.

Это не имеет никакого отношения к способностям ребёнка, склонностям ребёнка, возможностям ребёнка. Родители выбирают ту школу, которая нравится или подходит им. Поэтому приходится соответствовать требованиям школы, несмотря на то что это порой заканчивается печально. Буквально вчера я разговаривала с мамой, которая в сентябре прошлого года билась, чтобы её ребёнок попал в одну из платных, далеко не дешёвых московских школ. К сожалению, она была вынуждена вывести ребёнка на домашнее обучение, несмотря на то что ей рассказывали сказки об индивидуальном подходе и о том, что будут учтены все особенности ребёнка. При этом ребёнок год ходил туда на подготовку.

Школы, как правило, делают это намеренно, потому что за год есть возможность увидеть и ребёнка, и родителей.

Школа выбирает и родителей тоже?

Да, не только родители выбирают школу, но и школа отбирает для себя лояльных родителей. Это обоюдное желание родителей выбрать школу для себя, школе выбрать для себя родителей, чаще даже не ребёнка, и определяет характер подготовки к школе. Школа понимает, что сегодня программа очень интенсивная, а большая часть школ оказывает ещё и дополнительные услуги, в том числе и дополнительные занятия. Всё это создаёт высокую нагрузку и высокую интенсивность, и чаще всего детям нужно иметь определённый запас подготовки, потому что тратить время на обучение письму и чтению школе некогда. С этим и связана интенсивность подготовки до школы. Мы с вами сейчас говорим об этапе за год-два до школы. Но многие родители считают, что подготовку нужно начинать буквально с пелёнок. Это связано с модным мифом, который можно сформулировать так: «после трёх уже поздно». У нас следование этому мифу очень актуально, и родители хотят начинать как можно раньше. Но дело в том, что любой миф поддерживает большой рынок подобных услуг от различных развивающих пособий, игр, игрушек и т.д. Вообще это целая индустрия, причём индустрия, приносящая огромные доходы. Каждый год придумываются новые игры, и пособия, и рекомендации для родителей. Но умный родитель относится к этому с долей здорового скептицизма.

– Если родитель устроил своему ребёнку «школу до школы», и тот не хочет идти в первый класс, как быть? Может, пойти на год позже, например?

– C начала 2000-х годов мы наблюдаем у детей потерю интереса к школе и резкое снижение школьной мотивации, что отмечают и педагоги, и родители. Неадекватные требования, которые предъявляются к ребёнку и заставляют делать то, что он ещё сделать не может, ощущение неудачи, осознание неудачи, недовольство взрослых при неудаче – всё это способно убить любую мотивацию и любое желание идти в школу. Что делать? Хотелось бы, чтобы родители подумали об этом раньше и не создавали эту ситуацию, потому что часто с последствиями приходится бороться на протяжении многих и многих лет. Сначала мы делаем всё, что не должны делать, а потом пытаемся с этим бороться. Спасёт ли год без школы? Думаю, нет, если ребёнок уже и по возрасту, и по уровню своего развития должен идти в школу, то не стоит его выдерживать дома для того, чтобы он «захотел». Точно не захочет. Нужно подумать о том, в какую школу его отдавать и сколько дополнительных занятий выбрать. В первом классе я не рекомендую больше одного занятия. Лучше даже вообще не выбирать что-то новое, а продолжить то, что выбрано до школы, например, какой-то спортивный кружок или секция, или музыкальная школа, или рисование…

В первом классе лучше ничего не начинать заново.

Ещё раз повторю, процесс адаптации слишком сложен для того, чтобы ещё дополнительно что-то начинать.

Стоит ли торопиться в школу – это отдельный вопрос. Многие родители хотят, чтобы ребёнок пошёл в школу как можно раньше, ссылаясь на то, что в каких-то странах начинают раньше. Но нужно понимать, что так называемая школа во многих странах, где дети начинают обучение в пять и шесть лет – это совершенно другая ситуация: это отсутствие жёстких программ, отсутствие ограничений времени, отсутствие гонки в изучении материала. Это вообще более щадящее отношение к детям, более щадящий режим дня и практически полное отсутствие домашних заданий. А наши родители первоклассников хорошо знают, что у нас это начинается буквально с первого дня, хотя на домашние задания существует запрет. Гонка с препятствиями начинается в тот момент, когда ребёнок переступает порог школы и должен бежать без остановки 11 лет. Эта ситуация очень сложная для организма и его развития. И если есть возможность пойти в школу не в 6,5 лет, а на год позже, то лучше пойти в 7,5 лет. Ребёнку с ослабленным здоровьем или с особенностями развития стоит подождать и дольше, даже если он интеллектуально хорошо развит и сам научился читать.

Основное требование к первокласснику – это способность его организма выдержать учебную нагрузку.

Это совсем не его интеллектуальное развитие и желание, а именно физическая способность высидеть шесть уроков. Ведь сегодня не четыре урока в первом классе, а фактически шесть, потому что два часа так называемой внеурочки – это ещё два часа учебных занятий. Родители должны это понимать и делать выводы. А уж если это школа «полного дня», тут вообще выбор не очень большой, потому что для многих детей целый день в коллективе – это непосильная нагрузка.

– А что важно учитывать не только в первом классе, а вообще в начальной школе, и какие ошибки допускают чаще всего учителя и родители?

– Очень важно соблюдение режима. В нашей стране всегда уделялось большое внимание режиму дня детей. У нас есть специалисты, которые вели анализ режима, нагрузки, продолжительности всех режимных моментов, в частности, двигательной активности и пребывания на воздухе и т.д. Такой службы школьной гигиены практически нет ни в одной стране мира, а у нас она всегда была. Институт возрастной физиологии, в котором я работаю больше сорока лет, вёл и ведёт такие наблюдения. Мы видим, как растёт учебная нагрузка, внеучебная нагрузка, связанная с большим объёмом домашних заданий, как нарушен режим дня. Дети недосыпают час-полтора! Я недавно читала большое исследование специалистов Кембриджа, которые считают, что один из факторов риска в подростковом возрасте – это дефицит сна. Он нарушает функционирование мозга и приводит к ухудшению психического здоровья.

Существенное нарушение режима дня, когда ребёнок не успевает восстановиться, – главная ошибка, которую мы видим на протяжении уже нескольких десятилетий.

– Но кружки, школа, домашние задания диктуют свои правила, потому что родители хотят, чтобы ребёнок был успешным, во всяком случае, не отставал от других.

– Нарушение режима, перегрузки, эмоциональное перенапряжение – это прямой путь к неврозу, а невротик успешным никогда не будет, какими бы ни были его достижения. Добиться успеха ценой здоровья – очень сомнительное достижение. Вот этого допустить никак нельзя.

– Мне кажется, в этой гонке мы часто забываем о самом главном: в чём смысл детства?

– Детство – это период, который не повторяется, и ребенок должен прожить его как ребенок, а не как маленький взрослый, обременённый заботами, проблемами и неудачами. К сожалению, я вижу много детей, которые действительно считают, что в их жизни много неудач и проблем, а ребёнок должен расти радостно, чувствуя любовь окружающих взрослых. Смысл детства – в детстве.

Как учить взрослых

– Давайте поговорим о подростковом возрасте. Между подростками и учителями всё чаще случаются конфликты и даже драки. Ученики устали от ультимативных форм общения, требований и ярлыков. Учителя же считают современных детей сложными и не хотят менять тактику, которую применяли прежде. Что делать и кто должен что-то делать, чтобы изменить ситуацию?

– Учителя действительно считают современных детей сложными и не хотят менять свою тактику. Да и изменить фактически ничего нельзя. Подростки сложные, это связано с серьёзной перестройкой всего организма. К сожалению, наша школа никак не учитывает снижений функциональных возможностей мозга. Напряжение растёт, нагрузка увеличивается; учитель не справляется, но и тактику не меняет.

Ситуация становится пиковой, и это приводит к сильнейшему напряжению и конфликтам между учениками и учителями.

Мы, взрослые, как правило, ругаем подростка, мы им недовольны. В очень редких случаях мы находим, за что его похвалить. А подросток отчаянно нуждается в подбадривании, положительном подкреплении, поддержке, но не получает этого.

В последние годы проводится много исследований о развитии мозга подростка, которые показывают снижение функционального рисунка мозга, но и блокирование негативного подкрепления. Вы можете сколько угодно ругать или читать нотации подростку, но он вас будто не слышит.

На самом деле он даже не делает вид, он правда не слышит.

А вот на позитивное подкрепление может реагировать активно, но мы этот вариант взаимодействия используем редко. Дети устали от ультимативных форм общения, но, к сожалению, если это есть, то всегда приводит к конфликту между учителем и учеником.

Кто должен что-то делать? Учитель. Но его этому нужно учить. Педагоги не владеют умением взаимодействовать с подростками, не понимают их, не знают особенности возраста. Все эти слова о выгорании и усталости учителя для меня никогда не были основанием для оправдания. Я не считаю, что учитель должен что-то «доставать из глубины своей души». Ему нужна конкретная технология взаимодействия. У квалифицированного и грамотного педагога она есть.

– А как учить родителей?

– Просвещать и предлагать новые формы с момента рождения ребёнка. Родительские чаты показывают, что мамы и папы интересуются, откликаются и готовы обсуждать проблемы. Нужно найти правильный путь. Этот путь должен быть более современным, а не кондово-лекционным. Я часто бываю на встречах с родителями и поняла, что самый оптимальный вариант взаимодействия с ними – форма «вопрос-ответ». Родитель должен иметь возможность задать тот вопрос, который лично его интересует. У меня есть опыт сотрудничества с одним из телевизионных каналов. В коротких 15-минутных программах я рассказывала о разном: подготовка к школе, режим дня, выбор школы и т.д. Всего мы записали 80 программ, которые отлично «зашли», потому что в каждой программе я отвечала на конкретный вопрос. Наверное, и на центральном телевидении тоже нужны программы такого формата, ведь не все родители ушли в интернет.

Когда-то мы предлагали Госдуме идею сделать трёхтомник: «Дети от 0 до 3», «Дети от 3 до 7» и «Дети от 7 до 17» – и дарить его с родовым сертификатом. Мне до сих пор эта идея кажется очень хорошей. Такая энциклопедия дома – та книга, в которую родители захотят заглянуть. Если, конечно, это не научные статьи, а действительно родительские вопросы. Таким образом, можно было бы давать базовые знания. Сейчас огромный выбор разной литературы, но стоит помнить, что книги пишут не только специалисты, но и журналисты, и в таких книгах много мифов. Поэтому я считаю, что выверенная энциклопедия – квинтэссенция научного знания, поданная популярным языком, – отличный вариант. Ещё я всегда рекомендую родителям перечитывать Януша Корчака.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube