Все массово побежали в дистанционные форматы, начиная набивать детские шишки, которые некоторые набивали на протяжении более 20 лет.
Несколько очень коротких рекомендаций, которые хочется озвучить в условиях «потопа» с позиции организатора с полномочиями:
- Нужен лидер процесса. Если спрашивать у руководителя организации какая система, решение, технология, методика лучше – это верный шаг к увольнению. Руководителю важно, чтобы все работало не хуже, чем обычно и не было возмущений. У него будет забита голова финансовыми и организационными проблемами, потому не добавляйте ему проблем. Вы можете приходить к нему за советом с уже полностью проведенными расчетами – что, сколько, на какой период и т.д. Плюс пара вариантов на форсмажор, а что если все это навсегда? И да, если вы лидер процесса по переходу на онлайн, в этой ситуации ваша значимость для организации вырастает настолько, что даже ректор для вас это инструмент по управлению всем коллективом.
- Решения – простые, проверенные, интуитивно-понятные. Запомните один факт между вами и простым педагогом, студентом – пропасть из знаний и навыков, а потому все должно быть максимально просто и понятно. Каждое решение должно быть сопровождено понятной и простой пошаговой инструкцией. У любой системы масса возможностей, с которыми педагоги познакомятся в процессе, когда будет приходить аппетит на онлайн, а пока вам важны минимальные возможности, которыми могут пользоваться все.
- У вас уникальная возможность перепроектировать образовательный процесс – учебная часть с легкостью найдет дублирующиеся лекции и уроки, нет смысла хранить 10 версий одной лекции как от одного так и от нескольких педагогов. К тому же оптимизация приведет к уменьшению оплаты за технические решения и снизит нагрузку на каналы связи.
- Используйте проверенные решения, которые будут гарантированно работать. Модный стартап конечно красив и хорош, но доверия к большой нагрузке и стрессоустойчивости к гуглу, микрософту, эпплу и другим монстрам, соцсетям, месенджерам будет больше... Потому, если что-то можно реализовывать с монстрами и на их решениях – это можно и нужно делать.
- Вы сейчас делаете временное решение. Это так. Но никто не знает насколько затянется пандемия, а потому у вас должен возникнуть план проверки гипотез сейчас и план создания устойчивой инфраструктуры решений и методик на более стабильное время (через неделю или две можно уже начинать переход на них)
- Убедите руководство снизить контроль или отменить его вообще за педагогами и студентами. Дайте возможность педагогу ошибаться, а не искать слова для отчета, ведь педагогу сейчас не сладко – во первых его материал становится общедоступен (стримы никто не отменял), во-вторых надо пересобрать материал и главное методику обучения так, чтобы студентам было удобно учиться – а это уйма времени с учетом нагрузки в полторы-две ставки. Так что не надо собирать сотни отчетов, просто примите на веру то, что педагоги работают, пытаясь выдать тот объем знаний, который уже прописан в их программах. В конце концов – большая часть систем умеет мониторить присутствие в них людей. Цифра дает больше возможностей по организации гибкого учебного процесса, потому не надо жестких рамок – они излишни.
- Призовите на помощь самих студентов, они лучше других знают как им удобнее и лучше будет учиться. Пусть они включатся в процесс проектирования новой цифровой среды обучения, собранной из лоскутков различных решений...
И в заключении поста и всей темы с вирусом напомню – любому процессу нужен лидер, способный вести за собой, убеждать, обосновывать, созидать и управлять коллективом. Это самое важное в кризис – островок стабильности вокруг лидера, именно это вывозит в сложных ситуациях и позволяет принимать самые сложные решения.