– Как сделать так, чтобы подросткам в школе было интересно?
– Подростковый возраст – самый трудный для организации учебного процесса. Учебная мотивация падает. Знаете, почему? Потому что подросток хочет выговориться, хочет, чтобы его слышали, чтобы с ним разговаривали, а не давали готовые решения, потому что так надо, потому что так решили взрослые умные дяди и тети.
Учителя 444-й школы в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии,
онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва
Для подростков важны общение и взаимодействие, возможность реализовать себя. А учебный процесс надо так организовать, чтобы интересы и желания (в разумной степени) были учтены, чтобы была возможность конструировать учебный процесс и видеть результаты образования и потраченного времени.
Кстати, аргумент, что все, что мы изучаем в школе, когда-нибудь в жизни пригодится, не работает.
– Как Вы считаете, почему подростковая школа должна отличаться от начальной? Что в ней такого должно быть, чего нет и не может быть в началке?
– В начальной школе культ взрослого, культ учебы. Для ребенка авторитет учителя непоколебим. Поэтому в началке главное – комфортные и безопасные условия для обучения. Но в то же время необходимо пространство для «бесешки» (чтобы побеситься. – Прим. ред.), чтобы можно было подвигаться после сидячего урока, размяться, побегать.
Урок теории познания с Ильей Сычевым
– Вот тут вопрос. Во многих школах учителя начальной школы не выпускают детей на переменах из класса, потому что боятся, что они будут беситься в коридоре и покалечат себя и других. А у вас в школе, получается, можно бегать на переменах?
– У нас тоже есть педагоги, которые не разрешают детям выходить из класса на переменах. На перемене ведь тоже надо работать, научить детей интересно и полезно проводить время, показать игры, в которые можно играть. А учителя очень не хотят лишней работы и ответственности.
Практикум у 11-го медицинского:
работа с влажным препаратом костной рыбы
Мы идем к тому, чтобы на переменах в здании и на улице можно было бегать и прыгать. Главное – создать безопасные условия, разделить детей на группы.
– Тогда какой должна быть школа для подростков? Отдельное здание, современная развивающая образовательная среда, молодые педагоги, свобода и отсутствие школьной формы?
– В Москве есть такой проект «Школа старшеклассников».
Музыкально-литературная зарисовка «Станция "Влюбленность"»
По сути он про то, что подростковая школа должна быть современной, технологичной, мобильной. А еще стильной и модной.
И я не шучу. Подросткам важны функционализм, оперативность, дизайн. Мы сейчас на пути к этому. Наши подростки уже учатся в отдельном здании. Косметический ремонт мы сделали. Теперь будем повышать функциональность и мобильность. Уже есть оборудование для инженерного и медицинского классов, закуплены самые современные ноутбуки, смонтированы мобильные панели МЭШ, в здании есть wi-fi, у педагогов – мобильное рабочее место. Мы участвуем в проекте Яндекс.Лицей. Впереди – создание IT-полигона. То есть мы прикладываем огромные усилия для создания современной развивающей среды, и для подростков она особенная. Но тут надо уточнить, что этот процесс затрагивает все ступени образования и идет параллельно.
Урок математики
Вопрос школьной формы не имеет принципиального значения, если в школе работают мотивированные, творческие, результативные педагоги.
Они способны создать здоровую образовательную и воспитательную атмосферу.
– Кстати, про педагога в подростковой школе. Какими еще качествами, умениями он должен обладать, чтобы его уважали, прислушивались к нему, советовались с ним? Должен ли он быть гибким, подстраиваться под детей или должен держать дистанцию?
– Профессиональные и личностные качества для педагогов очень важны. Тем более для тех, кто работает с подростками. Ведь это один из самых сложных периодов в жизни человека. Подростки пытаются утвердиться, найти себя, часто не уверены в себе, часто конфликтны, нередко влюблены. И все это прекрасно. Хороший педагог может влюбить в себя и в предмет, помочь сориентироваться, поддержать и поговорить, даже определить профессиональную судьбу подростка. Педагог, который работает в подростковой школе, должен быть интересен с точки зрения предмета, который он преподает, и как личность – увлечения, социальная активность в сетях очень важны для подростков. Они нередко ищут наставников по жизни, мудрых товарищей. И важно не обмануть их надежды, а при необходимости (например, если ученица влюблена в своего учителя) найти правильные слова, чтобы преодолеть неловкость и сгладить ситуацию.
Всероссийская школьная интел
Вообще, конечно, в школе должны работать суперпрофессионалы. Но профессионализм не меряется возрастом. Сейчас к нам все больше приходит молодых педагогов, у которых отличное образование, они прекрасно знают свой предмет, заинтересованы в работе с детьми, у них огромное количество интересных социальных связей и увлечений. И это здорово. Ну, о зарплате московского педагога и говорить не надо, в Москве учителя получают больше других педагогов по России. У нас в школе средняя зарплата – 116 тысяч рублей. И, мне кажется, это более чем достойно для педагога.