Учителя // Колонка

Учитель как медиум


Учитель как медиум
Фото: mds.yandex.net

Сегодня много говорят о том, что учитель уже не является источником знания, что его роль - модерация и управление процессом получения знания.

Это, в общем, верные слова. Но, как и любая азбучная истина, она не так проста, как кажется на первый взгляд.

Давайте попробуем разобрать ситуацию обучения, представив ее в виде модели. Принципиально не будем рассматривать сейчас деятельное обучение, и вообще все процессы, не связанные с процессом передачи знания. Возьмем только один аспект и рассмотрим в его свете роль учителя.

Итак, представим себе, что есть некая сумма знаний, которую накопило человечество и которое нужно усвоить ученику. Что собой представляют эти знания? Как известно, знания - результат познавательной деятельности. То есть, ученику нужно не прочитать энное количество книг (это всего лишь информация), а усвоить энное количество знаний. Которые можно получить, прочитав энное количество книг (просмотрев энное количество роликов, голографических фильмов или виртуальных реальностей - форма в данном случае вторична).

О кей, кажется, все просто. Основная задача ученика – освоить некоторое количество текстов, описывающих то самое знание, которое ему нужно усвоить.

И роль учителя – лишь подтолкнуть его к тому, чтобы выбрать правильную книжку и прочитать ее не формально, а с пользой.

Но тут кроется одна проблема, которую часто не рассматривают.

Дело в том, что книги (фильмы, голограммы и пр.) представляют собой не непосредственное знание (которое суть результат познавательного процесса), а лишь некий продукт обработки знания, имевшегося в момент написания книги у автора.

Таким образом, читатель встречается не с непосредственным знанием, а с неким вторичным продуктом (сам я Карузо не слышал, но мне Рабинович напел).

Мы, конечно, велики только потому, что стоим на плечах гигантов, но вот беда – эти гиганты разговаривали не с нами. И, вообще говоря, писали свои книги вовсе не обязательно для нас.

Тут уместно вспомнить замечательную историю. Был такой замечательный писатель - Корней Чуковский.

Так вот, в молодости, английский язык Чуковский выучил самостоятельно по книге Олендорфа и в 1903 году молодой писатель оказался единственным корреспондентом газеты – Одесские новости – , который смог отправиться в длительную командировку в Лондон.

Каково же было удивление молодого человека, когда он обнаружил, что его произношение не имеет ничего общего с настоящим английским.

Мы сегодня очень часто напоминаем молодого Чуковского, пытающегося выучить язык по книжкам.

Чуковский был талантливым человеком и очень быстро справился с проблемой.

Но нам с вами надо понимать, что, сводя задачу учителя к подбору нужной книжки, мы, вполне вероятно, подталкиваем его ученика к катастрофе, которую пережил в 1903 году в Лондоне Чуковский.

Между тем наш ученик, в отличие от молодого Чуковского, в намного более привелегированном положении.

Рядом с ним есть человек, который УЖЕ обладает знанием.

Так почему же мы отказываемся поставить учителя на роль медиума, выстраивающего ученику прямой канал к знанию?

Ученику крайне необходимо иметь рядом не советчика, на какой странице википедии найти нужную информацию (что тоже нужно, впрочем), но человека, способного показать, куда тянуться. Продемонстрировать ему правильное английское произношение, показать горизонты науки.

Для этого, правда, учитель должен см быть носителем того самого знания и раздвигателем горизонтов.

Впрочем, а что, когда-то было иначе?



Новости





























































Поделиться