27 декабря в офисе партии «Новые люди» состоялось учредительное собрание представителей родительских советов из всех округов Москвы. Участники обсудили возможность создания городского Совета родителей. Кстати, в этот же день многие СМИ, включая «Вести образования», опубликовали новость о том, что была задержана Илона Менькова, председатель Общественного движения «Родители Москвы». Но после составления протокола в отделении полиции активистку отпустили, и она успела принять участие в собрании.
Об итогах мероприятия и о задачах новой организации рассказывает лидер общественно-педагогического движения «Школа-наше дело», главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик.
– Артем Симонович, какие основные решения были приняты на прошедшем собрании?
– На собрании были представители родительских советов из всех округов Москвы – всего около 50 человек. Число ограничено в соответствии с правилами эпидемиологической ситуации. Было принято решение создать Совет родителей Москвы, обсуждалось, что для этого нужно с юридической точки зрения. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители родительской общественности от каждого столичного округа, и эта группа займется подготовкой необходимых документов. Учреждение Совета родителей запланировано на январь.
– Почему возникла необходимость в создании такой организации, как Советы родителей? Ведь в каждой школе действует Управляющий совет, в состав которого тоже входят родители. Не будут ли две эти структуры дублировать функции друг друга, а что еще хуже – противостоять одна другой?
– Совет родителей в школе – это общественная самоорганизация именно родительская. Родители в правовом отношении в особенном статусе в школе. И понимание, выработка, донесение и реализация своих интересов – большой объем задач и работы, для выполнения которых и создаются советы. – это не организация, а именно совет – правовая форма общественной самоорганизации. Кстати, в новой редакции Закона «Об образовании в РФ», вступившей в силу с 1 сентября, появился тезис о том, что родительские советы должны участвовать в жизни школы и в деле воспитания детей. То есть даже на законодательном уровне все более утверждает важная роль именно родительских советов.
В дополнение родители осознают, что, даже имея Совет родителей в школе, нужна организация более широкого объединения, чтобы учиться друг у друга, складывать усилия для решения общих проблем, анализировать актуальные кейсы, при необходимости – оказывать юридическую поддержку. Эти и подобные задачи призван выполнять городской Совет родителей.
Кстати, на собрании с большим интересом обсудили документ московского Департамента образования и науки от 24.12.20 г., в котором руководителям образовательных организаций, подведомственных Департаменту, настоятельно рекомендуется всемерно содействовать созданию советов родителей в школах. Правда, некоторых смутило предложение включать эти советы в структуру Управляющих советов – как подкомиссии. Но если сотрудничество с основным коллегиальным органом школы будет равноправным, то это не вызовет противоречий.
– Советы родителей вместе с движением «Родители Москвы» выступают против дистанционного обучения. Это главный мотив для создания городской родительской организации?
– Введение дистанционного обучения стало своеобразным триггером для развития Советов родителей в Москве. В то же время круг родительских интересов и запросов гораздо шире.
Я спросил родителей, на что они направят свои усилия после отмены дистанционного обучения для 6–11-х классов (по нашим данным, с высокой долей вероятности это должно случиться 15 января), и они ответили, что их волнуют вопросы, связанные с содержанием и качеством образования. Они хотели бы получать подробные отчеты обо всем, что происходит в школе, а не просто быть осведомленными о том, сколько уроков состоялось, и что детям задали на дом.
И даже оценки более не являются главным показателем качества образования для родителей. Родители научаются спрашивать по существу. Так или иначе, есть понимание, что когда дети вновь пойдут в школу, роль родительских Советов возрастет еще больше.
– Готовы ли Вы возглавить Совет родителей Москвы?
– Сейчас речь об этом не идет. Я активно участвую в процессе создания организации и в разработке документов, а дальше многое зависит от решения родителей и моего понимания ситуации, которая развивается и видоизменяется стремительно.
– Вы являетесь членом центрального совета партии «Новые люди». Планируете ли Вы принять участие в избирательной кампании в Госдуму в 2021 году?
– Вместе с моим другом Алексеем Нечаевым я принимал участие в основании партии «Новые люди», и воспринимаю ее как уникальную партию образования. Название партии в этом смысле говорящее. Одна из главных задач партии – быть опорой для развития образования в стране. Продолжая дело моего отца Симона Соловейчика, на протяжении десятилетий я работал главным редактором Издательского дома «Первое сентября», отстаивая интересы школ и педагогов.
Я уверен, что на данном этапе развития страны нам всем в образовании нужна такая партия, жестко отстаивающая, в том числе и на законодательном уровне, интересы учеников, студентов, родителей, учителей, профессоров, всей системы образования.
Создатель и руководитель партии Алексей Нечаев, успешный бизнесмен современного типа (бирюзовые компании) вырос из коммунарского движения, прошел путь педагога-наставника в школьном кружковом движении и уже много лет вкладывается и содержательно, и финансово в развитие образования страны.
Мы оба считаем, что системе образования именно сейчас, когда кардинально и бурно меняются реалии жизни, и всему нашему обществу необходима независимая политическая поддержка со стороны профессионалов от педагогики. Лично я это особенно понял, когда вместе с сотнями педагогов не смог защитить уникальную школу Михаила Щетинина от антипедагогических действий Минпроса под руководством Ольги Васильевой. Именно тогда я принял предложение возглавить движение «Школа – наше дело», объединяющее учителей и родителей, а теперь готов идти дальше в политику, чтобы утвердить возможность родителей новой формации и передовой педагогики влиять на решение ключевых проблем образования.
– На кого вы будете опираться в своей политической деятельности, чьи интересы представлять, если удастся избраться в Госдуму?
– Я целиком разделяю позицию педагогов-новаторов, которые призывали учить всех детей без отбора, не унижая их достоинства – это задача на все времена. Но, к сожалению, сегодня мы еще дальше от решения этой задачи, чем в конце 1980-1990-х годов, потому что тогда об этом заявлялось во всеуслышание, а сегодня об этом никто не говорит. И действительно, управленчески проще вкладываться в одаренных, дающих немедленный эффект в виде высоких баллов на ЕГЭ. Но задача образования – «играть» в долгую. В долгую упрощенные управленческие решения в образованию ведут к всеобщей деградации. Никто ни по каким признакам (например, наличие/отсутствие видимых сейчас способностей) не может быть сегрегирован и оставаться за бортом образования. Учить хорошо всех трудно. Для этого нужны сверхресурсы, включая совершенно иной уровень поддержки педагогов.
В наше время невозможно построить школу без глубокого диалога с родителями, а управленцы часто смотрят на них как на непослушных старшеклассников, получая в ответ несогласие или даже бунт. Этот диалог сложный, но без опоры на участие родителей мы не решим ни одной проблемы в образовании.
То, как мы распорядились образованием в этот кризисный период, воспринимается семьями именно как переложение трудностей (всех трудностей!) образования на семью. Странность, мягко говоря, такого расклада только добавила энергии родителям в их желании разобраться, что к чему в нашем сегодняшнем образовании.
Считаю, системе образования необходимо воспользоваться этой новой энергией новых родителей и протянуть руку к сотрудничеству на новом уровне.