В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правительство Российской Федерации постановило провести с 10 декабря 2020 года по 31 декабря 2022 года на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды. Мы попросили основателя компании ООО «Е-ПРОФ» Александра Молчанова его прокомментировать.
«Внимательное и неоднократное прочтение самого постановления правительства об эксперименте по ЦОС не вызывает у меня отторжения данного эксперимента.
Во-первых, еще с 2000-х годов предпринимались попытки массовой информатизации российской школы (хотя были и более ранние проекты) и наполнения ее качественными учебными материалами, или, как сейчас модно говорить, контентом.
Тогда создавались образовательные порталы window.edu.ru, fcior.edu.ru, многие из которых работают до сих пор. В школы поставлялись компьютерные классы и комплекты дисков с учебными программами, ставились спутниковые тарелки и производилось подключение к интернету. В свое время это позволило немного изменить жизнь школы и дать возможность по-другому вести предметы.
К сожалению, время безжалостно, и большую часть материалов на современных компьютерах использовать уже невозможно. Современные стартапы чаще всего создавали контент под собственные платформы, и его отчуждение было невозможным. Именно этот факт приводил к ситуации во время весенней пандемии, когда учителям надо было ознакомиться с возможностями десятка различных платформ, особенностей их работы, всеми плюсами и минусами за очень малое время и рекомендовать детям. Да и дети с родителями путались в этом многообразии платформ, логинов, паролей, способов представления контента.
Это пугало и отторгало одновременно, заодно похищая драгоценное время и силы всех участников образовательного процесса. Конечно, было бы лучше, если бы весь учебный контент можно было пропустить через некий фильтр и интегрировать на единую платформу, где будут и учителя, и дети, и родители. Тогда ребенку надо будет понять, как работает всего одна платформа, и на ней уже получать все необходимые задания. Безусловно, это проще и понятнее. Но, чтобы это стало возможным, надо научиться интегрировать образовательный контент различных производителей в единую платформу или встраивать работу с ним по какому-то стандарту API.
Таких стандартов в нашей стране пока не сложилось органически, а потому будет хорошо регулятору вместе с провайдерами контента разработать и принять такой стандарт.
Во-вторых, очень важным элементом постановления является функциональная стандартизация рабочих мест учителей. Это поможет убрать вопросы неработающих камер, слабых компьютеров, не загружающегося электронного журнала или неработающего сервиса для презентаций. Нам дома всем же нравится работать на технике, которая подобрана под наши задачи. Вот именно функциональные возможности техники для сотрудников образовательных организаций и степень оснащенности такой техникой и прописаны в документе.
К тому же как стандарт прописано обеспечение каналами связи. Это также важно, чтобы использование качественного образовательного контента не превращалось в раздражающее слайд-шоу. Вот захочется учителю на уроке показать фрагмент видео с извержением вулкана или пояснить работу двигателя внутреннего сгорания, а вместо видеоролика будет дергающееся изображение. Ни о каком качестве учебного процесса говорить уже не придется, да и использовать технику будет уже не так просто.
Так что стандарт оснащения также важен. Он важен и для вузов, чтобы выпускать молодых педагогов, готовых к реальной школьной ситуации. В вузах же показывают уже цифровые инструменты, всевозможные «голосовалки», инструменты совместной работы над проектами, а они приходят в школу, а там только доска, мел и небольшой набор линеек в кабинете.
В-третьих, в постановлении есть еще один важный момент, - это цифровые сервисы для всех участников учебного процесса.
Это и личные кабинеты педагогов, где можно будет узнать все от нагрузки до зарплаты, и автоматический сбор большинства данных, чтобы не дергать учителей с различными отчетами и высвободить им время для их первичной и важнейшей работы – учить детей и готовиться к новым урокам.
Здесь же и сервис для общения, который министерство анонсировало еще год назад. Это тоже важно, чтобы учитель и родители не путали коммуникацию по учебным вопросам с личной перепиской. К тому же и спорные вопросы в специальном сервисе будет проще разбирать.
Подводя итог, хочется сказать, что это постановление хотелось бы видеть еще 3–4 года назад, когда речь только-только заходила о цифровой школе как отдельном приоритетном проекте, тогда и в пандемию российская школа могла бы войти более подготовленной как в плане технической оснащенности и контентного наполнения, так и в плане готовности педагогов к применению различных образовательных подходов к обучению детей в удаленном формате. Возможно, что и не появились бы проблемы с зависаниями популярных отечественных и зарубежных сервисов, не рассчитывавших на кратное увеличение пользователей».