Качество образования // Тема дня

Как учиться в 2020 году и совмещать традиции и инновации

Если кратко, то в тексте будет про удаленку, перевернутый урок, смешанное обучение, тьюторов в школе, а также почему видеоролики не для развлечения, а физкультминутки обязательны, можно ли организовать дошкольников онлайн и как меняется роль родителей в образовании.

Как учиться в 2020 году и совмещать традиции и инновации
Иллюстрация: pillsmarketing.ru

31 октября состоялся третий семинар из серии «Введение в новую школьную жизнь», посвященной организации смешанного обучения.

Если на прошлых включениях слушатели рассмотрели методологию смешанного обучения, познакомились с общими моделями смешанного обучения для начальной и основной школ, то на этом семинаре разговор шел о блочно-модульной организации проведения занятий в формате «перевернутого класса». Все семинары построены на опыте «Сетевой школы развивающего обучения» и на методиках, используемых в деятельности школ, работающих по системе Д. Эльконина–В. Давыдова.

Традиции + инновации = смешанное обучение

Генеральный директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов пояснил, что понимание смешанного обучения как гибрида онлайн- и офлайн-занятий – это упрощенная трактовка.

На самом деле это сочетание традиционных, классических способов и форм обучения с инновационными, в том числе с сетевыми и дистанционными технологиями.

По его словам, в таком понимании смешанное обучение существует давно. Это и сочетание разных форматов обучения в рамках одного класса, когда одна группа, например, занимается проектами, другая выполняет лабораторные работы, а третья проводит опросы. Это и форма смешанного обучения «перевернутый класс».

«Причем тот факт, что инновационные методики обучения не вписываются в рамки классно-урочной системы, был понятен еще до пандемии, а переход на дистант только усилил это противоречие», – подчеркнул Алексей Воронцов.

«Разумное сочетание очного и дистанционного форматов может дать впечатляющие результаты»

В значительной мере это касается формы «перевернутого класса». Особенность этой формы в том, что новый репродуктивный материал, работа с информацией, необходимыми фактологическими данными происходит в домашних условиях (индивидуально и в групповых формах) самостоятельно школьниками, а уже в классе происходит собственно решение самой новой задачи с использованием деятельностных форм методом погружения, что позволяет в полной мере в классе развернуть, например, проектные, исследовательские, игровые и другие формы организации образовательного процесса в основное учебное время, подробно и глубоко обсудить ключевые вопросы темы.

При таких подходах кардинально меняется роль родителей.

Если до введения удаленного обучения родители были «на подтанцовке» у школы (проверить домашнее задание, наказать за «двойку», помочь ребенку собрать ранец), то в новых условиях семьи становятся полноправными партнерами школы в обучении детей.

Без их участия и контроля, особенно если речь идет о младших школьниках, смешанного обучения не получится. Поэтому педагогам при проектировании модульных учебных программ необходимо в обязательном порядке определиться с учебным материалом, который будет рассматриваться школьниками в рамках их домашней самостоятельной работы, определив роль родителей в этом сегменте учебной программы как партнеров учителя и разделив ответственность школы и семьи в образовании детей.

Модуль – ключ к успеху

Ключевым понятием в сфере смешанного обучения является модуль как функциональный узел учебной программы. В свою очередь модуль «упаковывается» в учебный блок, представляющий собой определенную технологию действий всех участников образовательного процесса внутри модуля. В этой технологии, последовательно чередуясь, меняются формы и способы действий учащихся, где важное место занимает самостоятельная работа учащихся до и после коллективно-распределенного этапа работы детей в классе.

Алексей Воронцов подчеркнул, что блочно-модульный подход требует составления двух программ для каждого модуля – одной для педагога, другой – индивидуальной – для ученика.

Первую помогает создать ведущий учитель – квалифицированный специалист с большим опытом работы, и при сетевом взаимодействии разных школ в условиях смешанного обучения найти такого педагога не так сложно. Такой вариант был успешно реализован в ходе эксперимента в двух школах Южно-Сахалинска на примере отдельного модуля по математике «Уравнения и неравенства» для девятиклассников.

Вторая программа – для ученика – носит индивидуальный, вариативный характер в выборе учебного материала для освоения учебного содержания каждого конкретного модуля.

Для построения подобных программ ученикам на помощь приходит предметный тьютор. При сетевой организации такую роль берет на себя один или несколько учителей сети.

Алексей Воронцов отметил, что блочно-модульный подход реализации учебных программ не выходит за рамки ФГОС и примерных основных образовательных программ, но позволяет освоить необходимое содержание образования более качественно, эффективно и за наименьшее количество времени. В условиях смешанного обучения часть программы (модуля) осваивается самостоятельно учеником, часть в онлайн-формате (консультации, мастерские, лаборатории, установочные и рефлексивные лекции и т.п.), часть в очном формате – в школе, классе, в городе, в музее, на улице.

Каждый модуль заканчивается постановкой новой задачи, для решения которой дети выходят на следующий цикл самостоятельной работы.

С одной стороны, они выполняют новые задания, предложенные учителем, с другой стороны, отрабатывают и компенсируют те пробелы, которые у них обнаружились в процессе итоговых модульных занятий.

Это позволяет совместить изучение нового материала с повторением пройденного с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Физкультминутки обязательны!

Обсуждение продолжилось в проектных группах, каждая из которых рассматривала модульный принцип построения учебной программы в разных аспектах – с помощью цифровых инструментов, «перевернутого класса», тьюторского сопровождения, здоровьесберегающих технологий.

Как выяснилось в процессе обсуждения, применение последних затруднено при организации онлайн-обучения в традиционных формах, когда учитель объясняет новый материал, а потом опрашивает детей. На проведение такого урока требуется не менее 40 минут, что противоречит действующим СанПиНам. По признанию самих учителей, при использовании такого подхода им не удается включать физкультминутки в учебный процесс, поскольку они отвлекают детей и выбивают их из колеи.

Смешанное обучение может стать нормой жизни

Однако, по мнению врача-эпидемиолога Людмилы Кузнецовой, проведение разминок в период удаленного обучения – насущная необходимость, поскольку при использовании компьютера возрастает нагрузка на зрительные анализаторы, развивается гиподинамия, и все эти недостатки требуют периодического переключения с одного вида деятельности на другой.

Алексей Воронцов вообще считает, что в условиях дистанта следует свести к минимуму продолжительность пребывания ребенка за компьютером и стараться давать ему больше заданий для выполнения в формате офлайн.

Реализации этой задачи способствует уже описанная выше технология «перевернутого класса».

Видеоролик не для развлечения

Автор учебников математики в технологии развивающего обучения по системе Д. Эльконина–В. Давыдова Эльвира Александрова предложила «перевести учебный материал в доступную для детей форму занимательных видеороликов, которые дети просматривают в своем темпе, останавливая или прокручивая запись в непонятных для них местах». Конечно, здесь нельзя обойтись без помощи и контроля со стороны родителей, методическим подспорьем для которых послужит учебник, разработанный Э. Александровой.

7 типов развивающих видеороликов для работы учителя

Дети не просто заучивают новую тему или новое понятие, а проводят мини-исследование для их освоения.

Видеороликов для изучения новых тем потребуется много, поэтому, как рекомендует Эльвира Александрова, учителя развивающего обучения готовят их в кооперации под руководством консультантов – авторов учебников и программ.

Материал, освоенный дома, закрепляется в классе (или на онлайн-занятии с учителем), но, поскольку все дети двигаются разными темпами, то целесообразно организовать занятия в разных группах, где наиболее успешные ученики помогают своим товарищам.

Так отрабатывается важнейший навык XXI века – способность работать в команде.

Кроме того, в условиях смешанного обучения возрастает роль тьютора.

Тьютор в трех ипостасях

Так, по мнению директора московской школы № 854 Сергея Москаленкова, можно выделить три модели тьюторства.

Во-первых, предметный тьютор. Это человек, который работает в паре с учителем и помогает детям в смешанном обучении освоить образовательную программу в двух форматах – традиционном и дистанционном.

Во-вторых, это тьютор, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Такой специалист совмещает выполнение сразу нескольких функций – предметника, психолога, дефектолога, адаптируя образовательную программу с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

В-третьих, это тьютор-консультант, навигатор, который разрабатывает вместе с семьёй индивидуальный образовательный маршрут ученика, который тот осуществляет не только в школе, но и за ее пределами.

Дистант станет лучше благодаря студентам-тьюторам

Как пояснил Сергей Москаленков, если в первых двух случаях механизмами реализации являются штатное расписание и трудовые договоры, то в третьем варианте одним из решений может быть реализация через дополнительную образовательную программу, в том числе и внебюджетную.

«В сетевом образовании многопозиционность учителя важно учитывать, – подчеркнул Александр Адамский. – И в этом смысле во многих школах или у многих детей есть потребность, будем говорить откровенно, честно и прямо, в предметниках более высокой квалификации, чем обладает школа.

Есть много ситуаций, когда дети становятся заложниками низкого уровня предметной квалификации учителя. И отсюда у них низкие результаты обучения.

По данным Рособрнадзора, почти 30% учителей – словесников и математиков – не обладают необходимыми компетенциями по своему предмету. Я думаю, что в физике ситуация ещё хуже».

Сетевое образование позволяет решать эту проблему с помощью суперпредметников, а иногда даже и авторов учебников и программ, но их взаимодействие с ребёнком невозможно без тьютора, который отслеживает весь процесс обучения конкретного ребенка.

Дошкольники онлайн

Интересно, что смешанное обучение успешно реализуется и в дошкольных учреждениях. Участники этой проектной группы пришли к следующим выводам.

Два формата – онлайн- и офлайн-занятия – должны быть тесно взаимосвязаны, направлены на пробуждение детской инициативы и самостоятельности, организованы в доступных и увлекательных для ребенка событийных формах – игровых, проектных, и здесь, конечно, без содействия со стороны родителей не обойтись.

Как сделать так, чтобы дети органично вошли в онлайн-обучение

Только в этом случае происходит личностное развитие ребёнка, и это важный инструмент повышения качества дошкольного образования. И в этой связи важно, чтобы смешанное обучение было оформлено юридически – в локальных нормативных актах детского сада, в годовых задачах, в образовательной программе.

Каждая проектная группа получила ТЗ на следующий семинар, который состоится в конце ноября.

Главная задача участников заключается в том, чтобы спроектировать свой модуль и представить его на общее обсуждение.

Эксперт: Лучшая подготовка к школе для ребенка – это игра


Новости





























































Поделиться