Мы поговорили со студентами МГПУ, которые проходили практику в московской школе № 444. Напомним, что студентов педвузов направили в школу, чтобы помочь (!) педагогам 65+. И сразу спешим успокоить родителей: качество образования хуже не стало, ни один ученик не пострадал, и студенты работали под контролем педагогов-кураторов.
Работать в школе в пандемию – героизм?
Марина Сусарова: Сначала так и казалось, ведь нас даже в вузе перевели на дистанционное обучение, чтобы не подвергать риску наше здоровье и здоровье наших близких. Так что, когда меня отправили в школу на практику, за меня сильно переживали родные. Но потом я перестала думать об опасности. Все санитарные нормы в школе соблюдались, да и классы небольшие. И я просто каждый день делала свою работу.
Анна Храброва: Мы учимся в университете для того, чтобы в будущем иметь возможность работать с детьми в любых обстоятельствах. Героизма в исполнении своих прямых обязанностей я не вижу. На моем месте мог оказаться любой студент педвуза.
Татьяна Катаева: Наверно, героизм – слишком громкое слово. Я была очень рада тому, что могу помочь учителям и не задумываясь согласилась, благо со здоровьем у меня все в порядке.
Мы как никогда стали нужны учителям и ученикам и попали в совершенно новые педагогические условия, которые требовали от нас быстрых и точных решений. Это был своего рода вызов нам, как начинающим педагогам, но мы успешно с ним справились и продолжаем это делать.
С нетерпением жду окончания университета, чтобы полноценно работать в школе. В школе соблюдались меры предосторожности, кроме того, мы сдавали тесты на ковид, поэтому риски были минимизированы. Понятно, что никто не застрахован, но надо думать о хорошем.
Как успокоить родителей, которые переживают, что качество образования станет ниже с практикантами педвузов?
Марина Сусарова: Появление в школах студентов-практикантов – явление не редкое. Где, если не на уроках, нам учиться преподавать? Работа с детьми дает гораздо больше опыта, мы у них учимся так же, как и они у нас.
Но, чтобы родители не переживали, они должны знать, что организованный нами образовательный процесс всегда проходил под контролем и в согласовании с учителем-куратором.
Татьяна Катаева: Честно говоря, я не слышала о том, что у кого-то из студентов были проблемы с родителями. Может быть потому, что педагоги им заранее рассказали о том, что будет, и сняли все опасения. Повлияло также и то, что у детей были хорошие отзывы о прошедших уроках с практикантами, а для родителей это важно. К тому же мы постоянно находились под наблюдением и на связи с учителем-куратором. Мне даже кажется, что учебный процесс от этого только выиграл. К тому же мы не постоянно проводили уроки и не заменили педагога полностью, а работали с ним в сотрудничестве.
Анна Храброва: Да, мы – студенты, но в скором времени (так или иначе) мы попадем в школы и будем учить детей. Тут нечего бояться. Мы отвечаем за качество образования, которое предоставляем детям.
Расскажите о своих «фишках», которые вы попробовали на уроках в школе. Чему дети были особенно рады?
Марина Сусарова: Я использовала мемы в презентациях. Они были по содержанию темы урока или по творческим работам учеников. Всегда принимали на ура.
Анна Храброва: Детям нравилось, когда мы общались с ними уважительно, предлагали разные задания (особенно с использованием иллюстративного материала), когда мы давали им возможность высказаться, объяснить свою точку зрения, поделиться впечатлениями о прошедшем уроке.
Стажер, тьютор или учитель на замену?
Марина Сусарова: Мне кажется, понятие «тьютор» сейчас приобретает немного другое значение. Теперь это практикант, который может заменить учителя на дистанционном обучении. Но в школе тьютором меня не называли.
Я – студент, который на время практики заменял учителя, чтобы самому научиться преподавать. Кстати, когда практика кончилась, мои ученики просили меня вернуться к ним уже в качестве полноценного учителя.
Анна Храброва: Свою новую задачу я сначала восприняла без энтузиазма, так как все случилось неожиданно, даже стихийно, но общение с детьми, подготовка к занятиям и атмосфера школы, где я проходила практику, перекрыли все негативные впечатления. Для учеников я была учителем, который проводит несколько уроков. Но я еще помогала действующему преподавателю: готовила материалы, организовывала с ним вместе групповые работы для ребят. Так что я была больше студентом-практикантом.
Татьяна Катаева: Моя практика проходила при совместной работе с учителем в классе.
Но при этом мне давали полную свободу, чтобы я могла проявить свои способности, поэтому дети считали меня полноправным учителем. Ну и я успела провести много уроков, а не только смотрела, как их ведет педагог-куратор.