Дистанционное обучение // Интервью

«Запихивать старые методики в новую форму – это сову на глобус натягивать»

Учитель литературы и русского языка честно рассказала о том, как проходит дистант в школах.

«Запихивать старые методики в новую форму – это сову на глобус натягивать»
Иллюстрация: yandex.net

В связи с пандемией коронавируса в марте российские школы перевели на дистанционное обучение. Переход этот оказался тяжелым и для учителей, и для детей, и для родителей. После летних каникул младшеклассники с радостью вернулись в школьные здания, а ребята, начиная с 6-го класса, вновь оказались прикованными к домашним компьютерам. Их ждала учеба онлайн.

И тут начались многочисленные протесты родителей, полетели письма в адрес президента и прочих официальных лиц. До конца ноября, вероятно, будет принят закон «О дистанционном образовании», которого так боятся те же самые родители.

О том, с какими трудностями столкнулись учителя, а с какими – дети, рассказывает учитель литературы и русского языка московской школы Западного округа столицы, Ольга П. Визируя материал, она попросила не называть ее имени («администрация у меня не самая лояльная, а мне надо выпустить 10-й класс, то есть еще два года я терплю»).

Весной никто не понимал, как организовать учебу онлайн

– Есть ли разница между дистантом весной и сейчас?

– Разница большая. Поскольку весной никто не понимал, как организовать учебу онлайн, у учителя было гораздо больше свободы. В том числе – свободы выбора формы проведения занятий. Сейчас же все строго регламентировано.

История вопроса такая: в марте ребятам сказали, что в школу можно не ходить, и многие так и поступили. Вот я прихожу в класс, а там сидят четыре человека. А остальные – дома. И те, которые дома, меня спрашивают: Ольга Борисовна, а где уроки-то? И тогда первое, что мне пришло в голову – это проводить занятия на платформе discord (я про Zoom тогда вообще ничего не знала).

– Что такое discord?

– Это платформа для геймеров. Дети играют там в игры. Но я не очень этим владею, и ученики мои – не то чтобы продвинутые геймеры. Например, я не понимала, как с электронной доской обращаться и есть ли она там вообще. Но тем не менее первую неделю мы учились в discord. У нас тогда оставалось обычное, офлайновое расписание. Но как его соблюдать в таких условиях? И мы занимались так: «А вот давайте проведем урок прямо сейчас? – Давайте».

Никакое начальство ничего не понимало и потому не вмешивалось (делайте что-нибудь, займите детей).

А потом учителям приказали: теперь быстренько осваиваем Zoom. Слава богу, это было несложно: там есть функция проведения конференций и доска. Нам составили расписание – 25 минут урок, чтобы детей не держать все время у экранов. Я вела в трех классах литературу, в двух – русский язык.

Один из классов был 9-й, причем мы не знали, состоится ли в конце года ОГЭ. В итоге, плюнув на 25 минут, занимались столько, сколько нужно. Два часа – будем два. Все поняли тему? Поняли. Разошлись.

А в другой раз мы за полчаса все уяснили.

– То есть никто вам не мешал?

– Никто не мешал, но и не помогал. Весной я работала в Zoom, коллега читала лекции Вконтакте, другая – пользовалась Instagram (ей там было удобно), кто-то проводил конференции в WhatsApp. Можно было выбирать любую форму урока, только требовалось ее указать (чтобы было представление о том, где сейчас дети).

В 7-м классе я вообще на программу забила: если школьники и появлялись в Zoom, то лишь когда им нечем было заняться.

Там было много маргинальных детей: педагогическая запущенность, не очень благополучные семьи. Но именно эти ребята почему-то у меня в Zoom и появлялись. Им было, видимо, скучно дома. И я им книжки читала, мы обсуждали рассказы. А благополучные дети находили себе занятия самостоятельно. 9-й же класс активно учился. Потом ОГЭ отменили, и они даже расстроились.

В сентябре все обрадовались. Но ненадолго

– Весной была первая волна дистанта (и ковида). Вы это как-то пережили. Ждали продолжения или надеялись на лучшее?

– Было понятно, что дистанционное обучение скорее всего продолжится. И все лето я пыталась освоить какие-то платформы – google-класс, padlet, mentimeter, еще что-то. Но в сентябре мы все-таки вышли в школу, и все были счастливы.

– И учителя, и дети?

– Прежде всего – дети.

Случались исключения: в прошлом году у меня была девочка, которой так понравилось на дистанте, что она ушла в школу с очно-заочным обучением.

Но это – конкретный человек с ее конкретными запросами. Она – большая умница, очень ответственная, усидчивая и интересующаяся. Но, видимо, дорога занимала у нее много времени (она жила далеко от школы), а у нас масса дополнительных занятий. Дома она оказывалась поздно. И плюс – комфортная ситуация в семье: места в квартире достаточно и благожелательное отношение родителей к ней и подобной форме обучения.

Так вот, в сентябре все обрадовались. Были сложности: все дети (по распоряжению Департамента образования) должны были в школе питаться в разное время. У нас были две большие перемены по 45 минут, и поэтому уроки заканчивали в пять вечера. А потом – дополнительные занятия.

В осенние каникулы стало понятно, что продлится все это счастье недолго. Потому что нас стали готовить к работе с программой Microsoft Teams, предназначенной для конференц-связи, рабочих разговоров и удаленного обучения. На этой платформе люди работают довольно давно, и она удобная. Но нам ее прицепили к Московской электронной школе (МЭШ), а та рухнула еще в марте, когда все туда полезли: иногда в течение дня нельзя было войти в электронный журнал. Я-то могу туда и не входить, хотя это и не приветствуется, потому что нужно заполнять его, но, если ребенок хотел получить домашнее задание, то он этого сделать не мог.

– То есть отныне всем приказано работать только с Teams?

– Да. По крайней мере в Москве. И еще сложность: Teams нам выделен в очень усеченном виде. Доски у меня в нем нет, чат – то работает, то нет. И еще: учитель не является организатором конференции. Он – выступающий. Не может провести урок, когда считает нужным (нужно зайти в свой электронный журнал и начать урок строго по расписанию). Но он не имеет возможности это сделать во время каникул. На урок могут попасть только те, кто учится в этом классе. Если у меня несколько классов, я им рассылаю прямые ссылки. То есть дети заходят не через дверь, а через окно.

– А само освоение Teams для учителя сложно?

– Нет, освоить его в том виде, в каком это выдали нам, просто: нужно нажать три кнопки. Но мы много чего не можем осуществить. Допустим, у меня есть группа ребят, дополнительно занимающихся по литературе. Так вот, я не могу самостоятельно поставить такое занятие на удобное нам время. Это делает кто-то другой. К нашему учителю информатики я обращаться не буду, у него и так масса проблем, и его жалко.

Лучше вообще не проведенный урок, чем урок, проведенный в Zoom

– Самое ужасное, что в Teams регулярно не может войти часть детей. Он очень «тяжелый». И, если у кого-то слабый интернет (а многих ребят вывезли за город), то это большая проблема. Ужас в том, что нам четко сказали: никаких Zoom – только Teams. А если у детей не получается, пусть они пробуют еще и еще. То есть получается, что лучше вообще не проведенный урок, чем урок, проведенный в Zoom.

Потом, когда стало окончательно понятно, что большинство школьников не может войти в Teams, Депобр сдался: ладно, проводите уроки где угодно, но каждые 45 минут заполняйте таблицу – такой-то урок, проведен на такой-то платформе; причина – такая-то, обращение в техподдержку номер такой-то. То есть, когда на уроке у меня что-то не работает, я пишу в техподдержку письмо. Потом номер этой заявки отправляю в Департамент образования.

– Мало того что это занимает время, но еще и приводит к тотальному контролю над учителем?

– Совершенно верно! Нас все время проверяют. Когда в какой-то школе не сумели войти в Teams и учителя стали проводить уроки там, где смогли, в школу пришла бумажка: как это так? Учителя прогуляли уроки!

Два компьютера спорят друг с другом

– Многие считают, что дистант – это недообразование. Кроме технических проблем, что еще вызывает протест?

– В существующем ныне виде это, конечно, недообразование. Наверное, классно-урочная система в дистанте – это нонсенс. Значит, нужны иные методики, и они существуют – ведь многие люди успешно учатся удаленно. Но дистант в той форме, в какой мы его наблюдаем и осуществляем сейчас, конечно, не имеет к образованию никакого отношения.

Допускаю, что по некоторым предметам старшеклассникам можно читать лекции (мы же слушаем подкасты), но учителю хочется видеть реакцию ребенка. Ведь есть вещи, которые передаются от учителя к ученику не только…

– …через дистант.

– Да (смеется). Изобразительное искусство, музыка, литература. Можно по самоучителю, конечно, заниматься. Но когда нет Мастера, это – другая история. Дети это чувствуют и пытаются самостоятельно преодолеть такую «недостачу». У меня, скажем, есть 10-й класс. Они по возможности включают камеры (но они не у всех есть), и даже могут спорить друг с другом. Была забавная история, когда у меня один мальчик в Teams войти не смог, и я включила Zoom. У меня работали два компьютера, на одном – Teams, а на другом – Zoom. Один парень что-то ляпнул, с ним все начали спорить. И у меня два компьютера спорят друг с другом. Та же ситуация была у нашего историка. Подозреваю, что так у многих.

История «от человека к человеку» утрачена

– Ну а плюсы какие-то у дистанта есть?

– Во-первых, вставать не надо так рано, не надо ехать в общественном транспорте. И еще я больше ничего не забываю дома. Есть неограниченный выход в интернет. Но этим все и исчерпывается.

История «от человека к человеку» утрачена. Я выхожу из этого единственным способом: назначаю индивидуальные консультации в Zoom. Ребенок включает камеру, и мы разговариваем.

– А это тоже отслеживается?

– Нет, я об этом никому не сообщаю. И еще особенность дистанта: работа дома никогда не прекращается. Я тружусь гораздо больше, чем раньше.

– А как сочетается онлайн и офлайн? Возможно такое?

– Смотря с кем. Если это дети, которым хочется учиться, то с ними что-то получается. А если я трачу время на дисциплину, то – нет.

И еще: в онлайн обычно выходят те, кому это действительно нужно.

А для учителей такое сочетание просто мучительно. У меня есть коллега, которая утром приходит в школу, отводит уроки в 5-м классе (они пока ходят в школу), а потом забирается в уголок и ведет дистанционку в 10-м и 8-м. У компьютера мы все сидим сутками.

– Сейчас некоторые учителя говорят, что благодаря дистанту наладили контакт с детьми, которые на уроках сидели забитыми, не решаясь высказывать свои мнение. А тут – раскрепостились. У вас такие есть?

– У меня нет таких учеников. Мы набрали детей мотивированных: не умных-умных (не было экзаменов), а тех, кто хочет учиться. Они могут чего-то не знать, но у меня нет ребят, которые бы вообще ничего не хотели. Хотя допускаю, что теперь у учителя возникла возможность поговорить индивидуально с любым ребенком, который боялся разговаривать офлайн. Но времени на это нет. Хронометраж!

– Появились ли какие-то послабления по отношению к учителю в смысле упрощения бюрократических процедур?

– Да что вы! Наоборот! Департамент образования постоянно валит на учителя какие-то конкурсы, таблички, отчеты, олимпиады. Зачем это нужно? Тут к уроку не успеваешь подготовиться! Почему это не приостановили, понять не могу. Постоянно надо пересылать родителям: презентации, посвященные угрозе ОРВИ, гриппа, профилактике ДТП. А сейчас еще и презентации об угрозе ковида и необходимости носить маски и перчатки… И это все изумляет. Родители сами не в курсе? Зачем я трачу их и свое время на это все?

Сейчас мы в таких условиях, когда надо приспосабливаться к чему-то новому. Но постоянная карусель из бюрократии и ожидания новых распоряжений расслабиться и заняться этим не дает.

– Директор Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский говорит, что благодаря дистанту учителя обрели свободу.

– Ну да. Я чаще бываю дома. Да, меня чаще видят, нет, слышат трое моих детей. Но у них тоже уроки. Так что видим мы обычно макушки друг друга. Два часа утром и два – вечером я получила. Но я их трачу на подготовку к занятиям.

– Когда у вас начинаются и когда кончаются уроки?

– Начало в 8.45, а конец – в 16.00. Но потом – дополнительные занятия. В промежутке я добежала до туалета, что-то быстро съела… Я выделила себе три часа в неделю на фитнес. Иначе дистант кончится, а я не смогу выйти из дома.

И вот мое резюме: дистант может быть хорошим образованием, но не в существующем ныне виде, потому что запихивать старые методики в новую форму – это сову на глобус натягивать.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube