BIG DATA // Статья

4 лайфхака про дистант от учителя информатики

Учитель информатики Евгений Козолуп из Украины поделился в соцсетях, как даже при минимальном техническом обеспечении, средней скорости интернета и подвижном расписании организовать качественный учебный процесс на удаленке.
  • 2 ноября 2020

4 лайфхака про дистант от учителя информатики

Сколько бы вы ни удобряли песчаную пустыню, картошка там расти не будет!

Не важно, насколько мощное техническое обеспечение будет иметь учебное заведение, если нет четкой системы, следуя которой, эта техника сможет конвертироваться в качественные знания.

Последние несколько недель я только и читаю о всеобщих страданиях от отсутствия техники и интернета для нормальной работы в период дистанционного обучения, а позже и похвалу министра в свой адрес, якобы: «Мы выделили какие-то там миллионы (или не миллионы) на веб-камеры, мы такие молодцы!» Кто знает, что делать с этими веб-камерами (которых так и нет в полном объеме, к слову), если уже точно понятно, что все уроки невозможно перевести в онлайн. Но пусть будут.

К моему удивлению, очень мало кто понимает, что проведение уроков по тому же расписанию и учебным планам (только онлайн) никак не связано с правильной организацией дистанционного обучения.
Это обусловлено десятками факторов:
  • нормы использования компьютеров учениками школы (ориентировочное время пребывания и работы за рабочим местом);
  • привычное расписание занятий, которым не предусмотрены некоторые технические аспекты онлайн-обучения;
  • невозможность использования большинства очных форм передачи и усвоения знаний;
  • отсутствие полноценной коммуникации между участниками образовательного процесса и т.д.

Думаю, что эти проблемы все уже успели обсудить, поэтому продолжать не будем.

Что важно, так это выработать систему, при которой можно даже при минимальном техническом обеспечении, средней скорости интернета и подвижном расписании организовать качественный учебный процесс.

1. Начнем в первую очередь с того, что проводить каждый свой урок онлайн не нужно!

Онлайн-конференция в Google Meet или Zoom – прекрасная возможность для учеников пообщаться с учителем, получить консультацию и ответы на свои вопросы. А вот проводить лекции в формате онлайн не нужно. Какой смысл в том, что ученики просто тихо сидят и слушают рассказ учителя? Ведь в большинстве случаев вопросы возникают уже во время самостоятельной работы над темой и выполнения заданий.

Поэтому вместо онлайн-включения запишите свой урок на камеру телефона, сделайте снимок экрана компьютера через Bandicam или создайте видеопрезентацию с помощью Microsoft Power Point.

2. Отойдите уже от классно-урочной системы обучения. Забудьте вы об этом расписании. Хотя бы на минутку!

В онлайне у нас нет уроков и классов. Дистанционное обучение должно осуществляться по системе блоков, когда вы разбиваете свой учебный план на блоки (например, недели). Каждую неделю вы можете наполнить видеоуроками, интерактивными заданиями к ним (например, с сайта Learningapps) и заданием на оценку (например, тестом или практическими упражнениями).

По времени видео не должны быть длиннее 7–10 минут, а после каждого видео должно быть интерактивное упражнение. Таким образом ученик сам решит, когда ему удобно посмотреть видео и выполнить задания, при этом ему не будет скучно постоянно сидеть и слушать вас. Видео можно перемотать или остановить и пересмотреть еще раз.

Рассчитайте, сколько таких видео и упражнений вы можете создать для учеников с учетом количества уроков в неделю и времени, которое ученики бы использовали для выполнения домашнего задания. И что самое важное в этом.

Материалы желательно публиковать раз в неделю. Тогда ученики будут четко ориентироваться в объеме работы, а не быть в шоке оттого, что вы каждый день все подкидываете и подкидываете задания. Ну и обозначьте четкие временные сроки исполнения задания.

3. Время от времени организуйте индивидуальные или групповые онлайн-консультации с помощью Google Meet.

На таких встречах можно обсудить успехи учеников в выполнении заданий и ответить на их вопросы. Поверьте, такие 10–20-минутные встречи намного эффективнее, чем 45-минутные онлайн-уроки.

4. Проводите итоговый контроль в разных формах и объединяйте их.

К тому же вы можете разделить итоговый контроль на синхронную и асинхронную части. Например, тестовые задания и устную онлайн-защиту, обсуждение заданий.

Или разработайте индивидуальные практические задания, на выполнение которых у детей будет ограниченное время. В таком случае найти ответы в интернете – все равно что искать иголку в стоге сена. А особенно я люблю математические задания, в которых входные данные – параметр, который заменяется на дату рождения или порядковый номер ребенка.

Главное в оценивании – не лишить ребенка возможности списать, а проверить уровень его знаний и умений. Хороший учитель может это сделать, просто пообщавшись с учеником один на один.

Я хочу сказать, что не нужно хвататься за громкие декларации и заголовки. Возможно все что угодно, если к этому подойти системно и с пониманием. К сожалению, жизнь не будет такой, как раньше, и нужно уже начинать готовиться к великой реформе образования, которая рано или поздно произойдет.

Ну и хочу сказать, что мои советы – это не ноу-хау, а результат многолетней работы в наикрутейших украинских и всемирных проектах онлайн-образования (ну и мой опыт работы в школе). В том числе так организована работа на Prometherus, на котором, кстати, есть курс по организации онлайн-обучения, и если вы хотите разработать собственную, но правильную структуру дистанционного образования в своем учебном заведении, очень рекомендую его пройти.

Евгений Козолуп

Перевод с украинского Ольги Канунниковой



Новости





























































Поделиться