Премьер-министр РФ Михаил Мишустин 16 ноября предложил продлить на год особый порядок лицензирования и аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогов и поручил министерству просвещения и Рособрнадзору оперативно разработать и внести соответствующий законопроект. Заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Елена Осипова прокомментировала эту инициативу.
Очередная законодательная инициатива в период коронавирусных ограничений конструктивна по своей сути, сохраняет легитимность деятельности образовательных организаций, безопасность проведения процедур и регламентов лицензирования и аккредитации, пролонгирует действие квалификационных категорий педагогических работников, обеспечивает поддержание безопасного режима деятельности образования в непростой ситуации. Предполагаемое регулирование затрагивает интересы большого количества людей. От наличия правоустанавливающих документов у образовательной организации зависит возможность получения субсидий, различных федеральных (региональных) льгот и выплат родителями и обучающимися, право выдачи документов об окончании обучения (аттестатов, дипломов, удостоверений и т.д.).
Напомним, что это будут уже не первые шаги федерального Министерства просвещения и Рособрнадзора в отношении пересмотра условий проведения указанных процедур с учетом эпидемической ситуации в стране.
Весной 2020 года в рамках аттестации педагогических работников Минпросвещения уже принято решение о продлении до 31 декабря 2020 года срока действия квалификационных категорий педагогических работников. Это позволило сохранить выплаты за квалификационную категорию, которые учителя получали ранее. Под действие приказа попали специалисты, у которых заканчиваются документы в период с 1 апреля 2020 года по 1 сентября 2020 года. Необходимо отметить, что продление срока действия квалификационных категорий не отменяет необходимость в дальнейшем пройти аттестацию. Отсрочка также не относилась к специалистам, чьи документы заканчивались уже после 1 сентября 2020 года.
В проведении процедуры государственной аккредитации (в рамках действующих регламентов, утвержденных в докоронавирусный период) задействовано значительное число людей: работники образовательных организаций, эксперты и представители экспертных групп, участвующие в проведении аккредитационной экспертизы с выездом на место. В целях сохранения здоровья и безопасности этих людей, а также соблюдения интересов студентов выпускных курсов вузов, сроки действия свидетельств о государственной аккредитации образовательных организаций, истекающие в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, постановлением правительства РФ №440 были продлены на один год.
Это решение относится ко всем образовательным организациям, независимо от их организационно-правовой формы и уровня образования. Продление сроков государственной аккредитации производится без выдачи нового свидетельства.
Получение лицензии на образовательную деятельность в соответствии с ч. 3 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ также трудоёмкий и энергозатратный процесс длительностью до 60 дней, включающий работу ведомств с документами и проведение выездной и документарной проверки соискателя. Тем, кто нуждается в лицензировании, необходимо получить ряд разрешений других государственных органов. Лицензирование - это важнейшая для каждой образовательной организации и ее обучающихся (родителей) процедура еще и потому, что в соответствии с п.21 ст.92 Закона «Образовании в Российской Федерации» при прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации также прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.
Уже сейчас есть масса эффективных способов регуляции важнейших процедур в образовании.
Например, в столице и части российских субъектов в целях соблюдения требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, личный прием заявлений на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательной деятельности осуществляется на официальном сайтах и порталах региональных правительств. А юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на порталах, могут дистанционно направить заявление о предоставлении, переоформлении лицензии, свидетельства о государственной аккредитации, а также получить их дубликаты или копии.
Предпринимаемые меры по обеспечению правовых оснований деятельности в образовании в условиях эпидемических ограничений, возможно, станут новым шагом к пересмотру процедур государственной аккредитации, лицензирования и аттестации педагогических кадров, переводу их в дистанционный формат, межведомственному информационному взаимодействию и сокращению зашкаливающего бумажно-отчетно-аттестационного вала.
Хочется надеяться, что новые законотворческие инициативы Правительства и полученный опыт сподвигнет ведомства к пересмотру не только процедурных, но и содержательно-технологических основ ключевых регулирующих процессов в сторону оперативности, независимости, объективности и оцифровки в новой посткоронавирусной эпохе.