На фоне распространения новой коронавирусной инфекции власти каждого региона принимают самостоятельные решения по переносу сроков школьных каникул и переходу школ на онлайн-обучение.
Поэтому педагоги должны быть в постоянной боевой готовности для перехода из очного режима обучения в онлайн.
О том, как преодолеть трудности обучения и преподавания на «удаленке», о важной роли технических специалистов и родителей учащихся рассказывает Елена Касатых, учитель русского языка и литературы школы № 19 г. Коврова Владимирской области, кандидат филологических наук.
– С 19 октября и до конца месяца в московских школах вводится смешанный формат обучения: с 1-го по 5-й классы – очное обучение, с 6-го по 11-й – дистанционно. Как вы оцениваете эту идею и поддержите ли ее, если эпидобстановка в вашем регионе потребует введения подобных мер?
– Прошлой весной было принято решение о дистанционном обучении школьников, и люди были вынуждены это принять. Я могу сказать, что не поддерживаю «дистанционку» как единственный способ освоения ребёнком школьной программы. Но и перспектива подключения к аппарату ИВЛ меня тоже не вдохновляет. Поэтому пусть будет «дистанционка». Вот что я однозначно поддерживаю в ситуации сегодняшнего дня – это нахождение в школе младших учеников. Здесь здравый смысл победил. И речь не только о качестве обученности, но и о сохранении психики детей и родителей. Потому что дитя смотрит в глаза, слушает убедительные слова о том, что временно надо поучиться дома – и спокойно отвечает, что учатся вообще-то в школе. В школе, с учительницей Марией Петровной. В сознании некоторых младшеклассников нарушение этого порядка равносильно внезапному выходу рыб на сушу и заселению их в смешанных лесах средней полосы. Переубедить, заставить делать – значит ломать. А это плохо. Да, сейчас есть те, кто выбирает семейное обучение. А есть и дети-любители «классики», по-хорошему привязанные к соседу по парте, к первой учительнице, даже и к самому факту посещения школы.
Что касается дистанционного обучения для детей более старшего возраста, то современные интерактивные инструменты помогают хорошо мотивировать детей, заинтересовывать их на начальном этапе освоения темы, затем помогают отрабатывать умения, как говорят математики, приобретать «нарешанность».
А вот на этапе собственно передачи знаний, освоения нюансов темы – лучше общения с учителем ничего не может быть. Даже если ученики открывают эти детали сами, работая в парах, группах, самостоятельно – учитель нужен как гарант уверенности в том, что «я всё правильно понял» и в нужном объёме. Здесь важна возможность уточнить, задать вопрос, часто прямо в ходе объяснения, получить на него мгновенный ответ.
– Как был организован онлайн-формат обучения в вашей школе и у Вас лично? Родители принимали участие?
– Во Владимирской области дистанционное обучение было организовано на платформе ЭДО Образование33, имеющей интуитивно понятный интерфейс, с помощью ссылок контактирующей с другими сервисами, помогающей создавать задания и моментально проверять их. Так получилось, что в апреле этого года, в самое горячее время, я пользовалась платформой и как учитель, и как родитель, и как неравнодушная соседка – родители второклассника потеряли связь с учителем: основной заболел, надо было выйти на уроки замещающего учителя. Таким образом удалось увидеть работу платформы в трех школах, так сказать, изнутри. Ну и отзывы знакомых подростков, конечно же. Вывод для себя сделала такой, что весной 2019–2020 года главными в школах нашего региона стали технические специалисты – именно они настраивали работу платформы, собирали на ней учителей и учеников, отвечали на текущие вопросы, сами ещё не очень представляя детали функционирования системы, сглаживали острые углы, успокаивали предметников в моменты огорчений. И вот если технический специалист трудился по-человечески добросовестно, действительно руководил коллективом, идя впереди хотя бы на полшага, то работа спорилась. Если же ученик рассказывает, что общение с учителем было лишь по «электронке» в формате выполнения заданного упражнения, это значит, что в школе не была организована работа на должном уровне. Как ни странно, в новой технологической реальности вновь на первые позиции вышел человеческий фактор.
Родителям моих учеников – низкий поклон. Проживая уникальный исторический момент, вынужденно оказавшись дома, помогали детям как могли. Да и кто как не родитель – главное заинтересованное в успехах ребёнка лицо. И очень важно ученику помогать – распределить время, выстроить порядок самостоятельной работы дома, напомнить о необходимости сделать перерыв при работе за компьютером. Подсказать, что, прежде чем бросаться выполнять первое попавшееся «страшное» задание или, наоборот, побыстрее отделаться от понятного, надо бы оценить весь фронт работы на сегодня: что-то просмотреть, а потом вернуться к этому для закрепления, что-то сделать сразу, что-то разделить на части и выполнить поэтапно. Может быть, и выученное стихотворение послушать, и узнать, о чём в учебнике написано – не потому что «надо», а потому что обучение – это объективно значимая часть жизни человека в подростковом возрасте. Если усилия учителей и родителей объединены, ребёнок выигрывает.
– В нашем первом разговоре Вы отмечали, что не все учителя понимают, что дистанционное обучение – это другая форма работы, и приёмы работы должны быть другими. Какие ошибки, на Ваш взгляд, чаще всего допускают педагоги и как их преодолеть?
– На самом деле важная в плане методической организации дистанционного обучения вещь была сказана учителям сразу – проведение одного дистанционного урока в средней школе должно занимать 30 минут. Сюда входит просмотр видео (или чтение учебника с кратким конспектом) и выполнение задания. Когда детям предлагается сначала выполнить полноценную классную работу (причём записать то, что в школе было бы представлено в устной форме), а затем упражнения «на дом» – задание становится необъятным, и ученик сидит над одним предметом часами. А если такой тактики придерживаются сразу несколько предметников? Но ключевой момент здесь, который меня пугает и как учителя, и как родителя – это многочасовое сидение подростка на стуле перед монитором компьютера. Да, и в школе сидят, но до школы хотя бы дойти надо, в «допандемической» жизни ещё и переходить из класса в класс требовалось, раздать тетради, подготовить к уроку доску, отвечать стоя, в конце концов. И это не говоря об уроках физкультуры. Здесь же ежедневное многочасовое сидение на одном месте с минимальными перемещениями – а ведь так и было, особенно в начале периода до.
Следующая проблема – это жёсткость сроков выполнения заданий. Понятно, что сегодня один урок русского языка, а завтра уже другой, а послезавтра ещё, и, чтобы процесс продвигался, задания должны выполняться в срок. Посильные задания в приемлемый срок. И это будет, скорее всего, самый-самый базовый уровень. Кстати, студенты-заочники и слушатели дистанционных курсов обычно оказываются в более щадящих временных рамках, чем школьники прошлой весной, когда каждый день новая тема, а затем тест, выполнение которого ограничено по времени.
Кстати, если ученик на «дистанционке» зашёл на урок и просмотрел видео – это тоже его деятельность на уроке. А не только выполнение трудных, многокомпонентных упражнений.
На этапе тренировки хорошим подспорьем являются сайты с интерактивными заданиями, но на многие из них требуется отдельная регистрация – и от этого многообразия голова идёт кругом, слова «зайдите на сайт и зарегистрируйтесь» в какой-то момент стали вызывать агрессию у учеников и родителей. Хотелось бы иметь хорошую, разнообразную, известную базу интерактивных заданий, чтобы свободно интегрировать их в свой урок на обучающей платформе, а не отсылать учеников регистрироваться на пятидесятом обучающем сайте.
В заключение скажу, что разумное сочетание очного и дистанционного режимов может дать результаты впечатляющие. Среди моих коллег есть талантливейшая учительница русского языка Алла Валерьевна Иванина, неизменно любимая детьми, воспитавшая победителя олимпиады ВШЭ «Высшая проба», регулярно выпускающая «стобалльников», – учитель, который уже более семи лет использует свою дистанционную обучающую платформу «Наше слово», созданную на школьном сайте.
Так общение с учителем в процессе приобретения знаний сочетается с выполнением заданий на платформе.
Речь в данном случае идёт не о занимательных мотиваторах, а о творческих упражнениях, загружаемых детьми на сайт для проверки, серьёзных авторских аналитических заданиях и тестах для старшеклассников.
– Сейчас появляются новые формы взаимодействия опытных учителей и студентов педвузов. Здесь описан такой эксперимент. Как Вы относитесь к такому начинанию?
– Главным достоинством эксперимента с тьюторством представляется сам факт прихода молодых специалистов в школу. Такие специалисты будут названы «тьюторами», но жизнь обычно всё ставит на свои места, так что обязанности основного учителя в меньшей или большей степени, я думаю, всё равно придётся выполнять. И для студентов это будет постепенное вхождение в профессию, да ещё под присмотром состоявшихся педагогов. Порой одного короткого, но точного суждения опытного учителя-практика достаточно молодому специалисту, чтобы скорректировать методические подходы и продвинуться в понимании профессии. Присутствие тьютора в классе с детьми, безусловно, предпочтительнее, чем дети, обучающиеся дома самостоятельно в дистанционном режиме. Трудности и спорные моменты, конечно, будут, потому что психологическую адаптацию, привыкание друг к другу учеников и нового наставника никто не отменял. Так же как и тот факт, что для приобретения опыта требуется время. И ещё один момент здесь волнует: может быть, всё же предоставить возрастным педагогам право решать – будут они взаимодействовать с учениками дистанционно или в очном режиме с соблюдением мер предосторожности. Потому что ведь есть опытнейшие учителя, которые умеют вместе с ребятами достигать блестящих результатов – и в плане отношений, и в плане знаний, и в плане достижений, – грустно было бы такое взаимодействие нарушать. У учителя должно быть право выбора.