Городское образование // Интервью

Идея заменить опытных учителей на молодых тьюторов обречена на провал?

Через несколько дней в столичных школах начнется новая четверть, но в учительском сообществе не утихают споры относительно инициативы заменить учителей-стажистов на неопытных студентов педагогических вузов.

Идея заменить опытных учителей на молодых тьюторов обречена на провал?
Фото: takiedela.ru

Мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге сообщил, что через две-три недели в отдельных классах планируется ввести новый формат преподавания – тьюторство

«Для проведения уроков в школы будут временно приглашены студенты и выпускники педагогических вузов. А опытные учителя будут оказывать помощь тьюторам и контролировать учебный процесс в дистанционном режиме в качестве старших наставников», – отметил Сергей Собянин.

Такие меры принимаются в связи с уходом на удаленный режим работы педагогов старше 65 лет, а также учителей, страдающих хроническими заболеваниями.

Однако эксперты и учителя разошлись во мнении относительно инициативы мэра. Одни уверены, что это грамотное, современное решение и в принципе лучший способ защитить возрастных педагогов от коронавируса, не отправляя детей на дистанционку. Другие считают, что у студентов уйдет слишком много времени на адаптацию и это непременно скажется на качестве образования.

«Вести образования» обсудили этот вопрос с президентом Межрегиональной тьюторской ассоциации, профессором МГПУ Татьяной Ковалевой. Эксперт надеется, что события будут развиваться по оптимистичному сценарию. По крайней мере есть все предпосылки для этого.

– Татьяна Михайловна, прежде всего давайте напомним, чем тьютор отличается от учителя.

– Основная задача учителя-предметника – передавать детям знания, осваивать с ними стандарт по своему предмету. Тьютор работает в другом фокусе: он выявляет индивидуальные интересы ребят и на основе этого помогает им выстраивать образовательную программу.

– Совершенно разные профессии. Если студенты готовятся стать учителями, а не тьюторами, разве можно говорить о качественной организации учебного процесса? Разве это не подмена понятий?

– Я думала о том, почему бы не назвать студентов ассистентами, которые проводят уроки под онлайн-наблюдением старших коллег. Да, молодые учителя выйдут в качестве тьюторов, но владеют ли они технологиями или нет – большой вопрос. В этом смысле у меня есть любимый пример, когда я всем говорю, что на тьютора надо учиться. Вот представьте, собрали лучших таксистов и сказали: «Завтра вы будете летчиками». Но кто будет учить? Вроде понятно, что самолет и такси – это средство передвижения, но это разные способы управления. Когда мы берем студента или даже учителя и говорим: «Завтра ты будешь тьютором», сразу же возникает вопрос, откуда педагог знает, что должен делать тьютор. Это совершенно другой формат работы. Поэтому главное опасение, что студентов педагогических вузов будут считать тьюторами, а по факту они будут просто ассистентами учителя, которым нужно просто слушать педагога-стажиста, включать аппаратуру, следить за дисциплиной, смотреть, чтобы все дети выполняли задания.

– Совсем как классные дамы.

– Да, как классная дама. Просто назвали более современным словом. Но это единственный момент пессимизма. Все-таки в предложенном варианте организации учебного процесса я вижу больше плюсов.Я очень верю в современных студентов и уверена, что, когда им скажут о предстоящей работе тьютором, первым их действием будет изучение информации в интернете, они постараются понять специфику этой профессии.

– Что ждет в таком случае столичных школьников, как будут проходить уроки?

– А это второй оптимистичный момент. Мы наконец-то начнем вводить в образовательный процесс культуру сопровождения индивидуальной программы. Мы понимаем, что молодые учителя не смогут профессионально преподавать, но зато есть уникальная возможность поработать с интересом каждого ребенка. Дети смогут сделать проекты, какие-то исследовательские работы, и все это будет происходить под наблюдением опытных учителей, которые будут консультировать студентов онлайн. Это уже не обучение чему-то, как на классическом уроке, а навигация в ресурсах. Потому что по стандартам тьютор – это человек, который сопровождает индивидуальную программу каждого ребенка. Он может зафиксировать, объективировать интерес каждого и относительно этого интереса помочь ребенку понять, на какие ресурсы он может опираться, продвигая свой интерес. Если это, например, социальные ресурсы, то речь может идти о музеях, выставках, театрах, где этот интерес можно дальше раскручивать, с какими экспертами это можно обсуждать, какие видео посмотреть, какие статьи почитать, на какие сайты зайти.

– До новой четверти осталось буквально четыре дня. Что в оставшееся время могут успеть сделать молодые педагоги и опытные учителя, чтобы необычная форма уроков оказалась удачным и полезным опытом?

– Обратить внимание на ресурсы открытого образования. Можно успеть изучить положение и стандарт тьюторства, базовые методики, можно посмотреть лекции. Всю информацию можно найти, например, на сайте Межрегиональной тьюторской организации или посмотреть мои лекции 100 минут о тьюторстве. А 27–28 октября состоится большая тьюторская конференция.



Новости





























































Поделиться