Личный опыт // Интервью

Алина Тимошкина: «У нас в классе и у меня лично модными являются фанфики по “Гарри Поттеру”»


Алина Тимошкина: «У нас в классе и у меня лично модными являются фанфики по “Гарри Поттеру”»

На Международной олимпиаде по экономике IEO-2020, проходившей в сентябре этого года, ученица Лицея «Вторая школа» Алина Тимошкина завоевала золотую медаль, специальный приз в категории Best in Economics. В соревновании команд из 29 стран сборная России заняла третье место. Мы спросили Алину, которая является и абсолютным победителем Всероссийской олимпиады школьников по экономике, и победителем многих математических олимпиад, как экономика связана с математикой, почему умные дети любят фанфики по «Гарри Поттеру» и зачем ей немецкий язык.

Нам с подружкой нечем было заняться, и мы пошли на олимпиаду по экономике

– С какого момента ты начала увлекаться экономикой и насколько важным тут было влияние математики?

– В детстве, класса со второго, я начала заниматься олимпиадной математикой. В начальной школе это были задачи-головоломки, которые я люблю до сих пор. А с 6-го класса стала участвовать в олимпиадах по экономике. Однажды в воскресенье нам с подружкой нечем было заняться, и мы пошли на такую олимпиаду. Я ее хорошо написала, и это стало маленьким стимулом к дальнейшим занятиям. Сыграло роль и то, что у меня мама экономист, и она мне всегда много рассказывала о каких-то базовых вещах. Наличие хорошей математической основы благоприятно повлияло на мои занятия экономикой.

Многие считают: для того чтобы успешно написать олимпиаду по экономике, достаточно хорошо знать математику. И действительно есть случаи, когда сильные математики, вообще не занимающиеся экономикой, показывают прекрасные результаты. Но ситуация стала меняться. Обычно на олимпиадах задания подразделяют на качественные, где ты пишешь эссе, анализируешь какую-то ситуацию и пытаешься дать свои предсказания, и на количественные, где в рамках каких-то моделей ты что-то рассчитываешь, находишь некие значение. То есть в них больше математики. Так вот, если в первый год, когда я писала олимпиаду по экономике, соотношение было таким: четыре задачи качественные и четыре – количественные, то на последнем Всероссе (в прошлом году не было финала из-за карантина) уже было порядка шести задач качественных и только две количественные.

Для школьников это означает, что банального знания математики уже недостаточно. Ты должен больше времени потратить на изучение экономических моделей. В идеале – не просто читать сухие выжимки экономической теории из учебников, а брать реальные экономические новости, тот же журнал The Economist, в котором представлен глубокий экономический анализ происходящего в мире.

На международных олимпиадах, в отличие от Всеросса, количественных задач обычно совсем мало, потому что за границей предмет «экономика» на школьном уровне полностью нематематический. Если Всеросс предполагает стандартный набор тем, которые изучают в России, то у Международной олимпиады многие задания абсолютно другие, они очень близки учебнику CORE, по которому обычно занимаются на 1–2-м курсах иностранных вузов на экономических специальностях.

Математика была для меня слишком сухой, оторванной от реальности

– Что в экономике тебя интересует, что увлекает?

– Наверное, это математический компонент, который мне все равно дорог. Это когда какие-то вещи, происходящие в мире, пытаются объяснить с точки зрения жестких моделей, и эти модели помогают давать предсказания, грамотный анализ ситуации. Но при этом математика была для меня слишком сухой, немножко оторванной от реальности. И мне кажется, что экономика – это та идеальная область, в которой ты можешь использовать полученные математические знания и применять их.

Во «Второй школе» никто тебя не прессует, если надо уехать на неделю

– Насколько тебе важно то, что ты учишься в физматлицее «Вторая школа»? Когда ты туда поступила?

– Я, наверное, один из старожилов: пришла в школу в 6-м классе. Это первый год, когда здесь проводят вступительные экзамены. «Вторая школа» прекрасна с точки зрения качества знаний, учителей. Отдельно хочу отметить, что я учусь в очень хорошем классе, у нас много умных ребят. С одной стороны, в школе замечательная атмосфера, с другой – мы вместе ходим на олимпиады, и у нас существует добрая конкуренция. Такое окружение – это большой стимул к развитию: ты видишь рядом людей, которые работают, у которых горят глаза. И хочется быть таким же.

– Школа сыграла свою роль в том, что ты увлеклась олимпиадами?

– Школа очень поддерживает. У нас прекрасные учителя. И, хотя здесь нет предмета «экономика», но есть сильная математика с преподавателем высочайшего уровня. В частности, сейчас многих одноклассников готовят на Международную олимпиаду по математике и, конечно, преподавание соответствующее. Школа спокойно отпускают нас на сборы, никто тебя не прессует, если надо уехать на неделю.

Кто-то хвастается, что читает Гёте в оригинале, а кто-то читает книжки детства

– Ты самостоятельно учишь немецкий язык. Почему именно его?

– Я начала учить немецкий в карантин. После того как все кипело и бурлило в жизни, я оказалась запертой дома, и почему-то мне приспичило выучить второй язык. Я решила: «Всё, учу немецкий». У меня есть подруга, которая допытывается: ты, наверное, решила в немецкий вуз поехать, хочешь потом работать в немецкой компании? А я честно говорю: у меня нет никаких долгосрочных планов, просто я однажды открыла какой-то учебник немецкого и решила: а почему бы нет? Первые месяцы училась самостоятельно и даже смогла чуть-чуть разговаривать. А дальше – нашла преподавателя и каждую неделю занимаюсь по скайпу.

– Не связан ли выбор языка с тем, что немецкий можно назвать «математическим» языком, четко структурированным?

– Да, немецкий язык чудесный именно в плане структурности, он отличается от английского, который я хорошо знаю, с точки зрения восприятия. Наверное, этим он мне близок. Там не приходится много заучивать, но нужно понимать логику, помнить тысячу и одно правило. Это – мое, наверное.

– И немецкой литературой, музыкой ты увлеклась?

– Я понимаю, что ни один язык невозможно учить в отрыве от культуры. Когда я была маленькой, я любила «Трилогию драгоценных камней» или «Таймлесс» – литературный цикл из трёх фантастических романов, написанный немецкой писательницей Керстин Гир. Это три добрых детских книжки про путешествия во времени. И теперь, будучи сильно старше, я хочу прочесть трилогию в оригинале. Кто-то хвастается, что читает Гёте в оригинале, а кто-то – книжки детства.

Что касается музыки, то у меня пока нет круга любимых исполнителей. Я беру все, что нахожу и что хорошо звучит, закачиваю песни в play-list, начинаю их слушать, перевожу тексты.

– Чем ты еще увлекаешься? Книги, кино, сериалы…

– Я очень люблю театр. Когда я была маленькой, играла в театральной студии. Это одно из моих самых любимых детских воспоминаний (из занятий, не связанных с математикой). У меня мама – заядлый театрал, и мы в детстве ходили на всевозможные спектакли. Всегда – вместе с моими друзьями. До сих пор стараюсь бывать в театре минимум раз в месяц. В прошлом году попыталась вернуться в театральную студию, но это совпадало по времени с важными занятиями по математике и пришлось бросить. И все равно эта мечта у меня осталась. Может быть, осуществлю ее в студенчестве. Театр для меня – это возможность прожить несколько жизней, в каких-то новых обстоятельствах, с яркими героями рядом. И в целом мне нравится выступать, я люблю сцену (конечно, немного боюсь ее): это и страх, и любовь.

– Смотришь ли ты кино?

– Театр мне все-таки ближе, чем кино. Но на карантине я решила, что мне нужно посмотреть киноклассику. Например, «Титаник» – ну неприлично уже его не знать! Хотя бы через вечер я старалась смотреть картины. В обычной жизни мне не хватает времени.

Из сериалов я люблю «Теорию большого взрыва». Иногда, когда остается 20 минут перед сном и хочется возблагодарить себя за трудный день, я беру либо книжку, либо смотрю одну серию сериала. Чтобы банально порелаксировать.

У нас в классе модно читать фанфики по «Гарри Поттеру»

– Что ты любишь читать? Твое поколение предпочитает фэнтези.

– Я тоже люблю фэнтези. У нас в классе и у меня лично модными являются фанфики по «Гарри Поттеру». Это три книжки «Гарри Поттер и методы рационального мышления» специалиста по искусственному интеллекту Элиезера Юдковского. Там рассказывается о первом годе обучения Гарри Поттера в Хогвартсе. Расхождение с оригиналом заключается в том, что приёмная мать главного героя, Петуния Эванс, выходит замуж за университетского профессора, в результате чего Гарри растёт в любящей семье и получает хорошее образование. К началу событий фанфика главный герой владеет методами научного познания мира и готов критически оценивать происходящие события. Это история другого человека, даже суперчеловека. Ведь у него было счастливое детство. И это приключения не доброго, нежного ребенка Гарри, а история умного, расчетливого вундеркинда, который с ног на голову переворачивает магический мир и все события складываются совсем по-другому. По сути, это история уже существующей вселенной, в которой изменены поведение и характеры героев.

Эти книги настолько популярны, что в какой-то момент их дарили победителям олимпиад. Чтобы получить ее, надо было, кажется, победить во Всероссе по математике.

– Почему это так нравится детям, увлеченным наукой?

– Всегда можно сказать: потому что кто-то сравнивает себя с Гарри. Но – нет. Я думаю, что этот роман – максимально логичный, он пытается избавиться от ляпов и неточностей Роулинг. У нас в классе иногда бывают дебаты: кто-то пытается доказать, что нашел какую-то ошибку, нелогичность в «Гарри Поттере и методе рационального мышления» (в самом «Гарри Поттере» Роулинг их полно). А другой его опровергает. Такие вот интеллектуальные баталии.

– А что любишь из русской классики?

– Мы сейчас начали проходить Чехова, и я никогда в жизни не предполагала, что он окажется мне близок. Я думала, что это – скучная классика. Сейчас катаюсь на велосипеде с аудиокнигой: еду и слушаю рассказы Чехова.

А недавно мы проходили «Вишневый сад», и учитель просил нас разыграть какие-то сценки оттуда, коротенькие, на минуту каждая. Было интересно на школьном уроке сделать такое творческое задание.

Я люблю Россию, и мне здесь комфортно

– Где ты хочешь учиться? В России или за границей?

– Пока мне понятно, что бакалавриат я буду заканчивать в России. Скорее всего, подам документы в Вышку. Я люблю Россию, и мне здесь комфортно. Но потом хочется поучиться и в других местах, увидеть мир. И есть мечта магистратуру закончить за границей.

– Участие в олимпиадах для тебя спорт или наука?

– Для меня – больше спорт. Научная деятельность и олимпиады – это разный уровень взаимодействия с предметом. Если ты ходишь на олимпиады, ты должен, зная материал, уметь работать в стрессовой ситуации, придумывать нестандартные решения за короткий период времени. А научная деятельность – это проекты, ты должен копать вглубь, у тебя нет ограниченных тем, в рамках которых ты существуешь.

Сейчас участие в олимпиадах банально выгоднее – дает возможность поступления в вуз без дополнительных испытаний. Но конференции, на которых представляют научные проекты, тоже есть. Некоторые «спортивные» олимпиадники также участвуют в них. Это требует умения проводить глубокий анализ и является несомненным показателем математического уровня.

Фото из личного архива Алины Тимошкиной


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube