Образовательная политика // Тема дня

«Минпрос обязан был перевести все школы на дистант еще в сентябре»

Амет Володарский о том, почему из-за нерешительности Минпроса учителя оказались в смертельной опасности.
  • 20 октября 2020
  • 9531

«Минпрос обязан был перевести все школы на дистант еще в сентябре»
Фото: cultus.ru

15 октября бизнес-омбудсмен Амет Володарский жестко высказался о том, что Минпросвещения не подготовило «необходимые ресурсы для более эффективного дистанционного образования», а «губернаторам и мэрам приходится принимать самостоятельные решения».

В интервью «Вестям образования» мы попросили его разъяснить свою позицию.

– Что послужило поводом для Вашего резкого выступления в адрес главного образовательного ведомства?

– Поводом послужил перевод московских школ на смешанный формат обучения, при котором учащиеся 1–5-х классов остаются на очном обучении, а все остальные переводятся на «удаленку». Это очень правильное решение, хотя и непопулярное.

Но из-за того, что Минпрос не берет на себя ответственность за перевод школ на дистанционное обучение, губернаторам приходится принимать эти решения самим.

Правда, образовательное сообщество считает, что на удаленку надо было переводить учащихся, начиная с 5-го класса, а не с 6-го, потому что учителям средних классов придется приезжать в школу для проведения уроков с пятиклассниками, а потом возвращаться домой для онлайн-уроков с учащимися других параллелей.

С одной стороны, это двойная подготовка к занятиям разного типа (очным и дистанционным), которая при добросовестном отношении потребует больших временных и трудозатрат. С другой стороны, это повышает риски заболеваемости учителей из-за нахождения в детском коллективе.

– Еще в начале октября Минпрос рапортует, что ситуация с COVID-19 в школах благополучная, а Роспотребнадзор заверяет, что ни один ребенок не болеет. Но ситуация меняется очень быстро, даже стремительно, и тон заявлений становится более тревожным…

– 16 октября Анна Попова уточнила, что весной волна пандемии распространялась по регионам постепенно, а сейчас – одномоментно.

Глава Роспотребнадзора связала рост новых случаев заражения среди россиян с увеличением числа источников заражения – по ее словам, теперь они есть во всех субъектах Российской Федерации и практически во всех городах.

– Под источниками заражения, очевидно, следует понимать школы, хотя напрямую об этом не говорится.

– Да, конкретные данные по количеству заболевших школьников и учителей не оглашаются, мы можем судить о ситуации только по неофициальным источникам.

– В соцсетях пишут, что многие учителя болеют, упоминается и о летальных исходах.

– Судя по моим источникам информации – а я провожу zoom-конференции с директорами школ – получается, что около 15–20% старшеклассников и порядка 40–50% учителей либо переболели, либо находятся в острой стадии заболевания.

Поэтому в своем заявлении я и хотел акцентировать внимание на том, что эту проблему руководство Минпроса обязано было предвидеть еще в августе.

Тем более что все эпидемиологи, вирусологи, инфекционисты высказывали прогнозы о наступлении второй волны заболеваний коронавирусом в сочетании с традиционными для этого периода ОРВИ и гриппом.

И Сергей Кравцов, и некоторые руководители региональных органов управления образованием, к сожалению, идут навстречу требованиям тех родителей (а их вовсе не большинство), которые выступают против дистанционного обучения.

– Конечно, родители устали от дистанционного образования и от самоизоляции, но в сентябре разрешать очное обучение в школах было просто нельзя.

Но и мы не могли, не имели права ставить учителей в ситуацию, связанную с очевидными и неоправданными рисками. Тем более если учесть, что средний возраст педагогов в России – 50+, а молодые специалисты в школы работать не идут или их очень мало в педколлективах.

– Обнадеживает, что студенты педвузов еще в период весенней самоизоляции включились в волонтерское движение, помогая организовать онлайн-обучение, а с 19 октября в столичные школы придут на педпрактику студенты МГПУ, которые будут работать под дистанционным контролем своих старших коллег.

Такие меры принимаются в связи с уходом на удаленный режим работы педагогов старшего возраста, а также учителей, страдающих хроническими заболеваниями.

– Хочу отметить, что еще до пандемии мы с депутатом Госдумы Любовью Духаниной предлагали расширить возможности школ за счет студентов, обучающихся по разным специальностям, не только педагогическим. Я считаю, что студент Бауманки ничуть не хуже учителя объяснит любую тему из области физики или математики. Эту идею надо воплощать в жизнь, но в любом случае студенты не заменят педагогов, которые сегодня болеют и, к несчастью, уходят из жизни.

Возвращаясь к позиции Минпроса, хочу отметить, что это нежелание видеть проблему и брать на себя ответственность приводит к тому, что губернаторы или руководители регионов самостоятельно должны решать вопросы организации образования в период пандемии.

Несмотря на то что школы находятся в региональном и муниципальном ведении, им нужны общие установки.

Поэтому Минпрос не отвечает тем задачам, которые перед ним ставит общество. В том числе по подготовке школ к дистанционному образованию. Конечно, что-то начинает делаться в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», который стартовал с 1 сентября этого года пока только в 14 регионах из 85.

Но я имею в виду не только обеспечение школ компьютерной техникой и высокоскоростным интернетом, но и программным образовательным контентом высокого качества. Мы его пока не видим, хотя за эти полгода многие частные школы создали собственные программы для онлайн-обучения.

Те методические рекомендации по организации дистанционного обучения, которые опубликованы на сайте, к сожалению, представляют собой набор общих слов, а не конкретных инструкций, столь необходимых педагогу в его повседневной деятельности.

И все-таки главным просчетом в деятельности Минпроса я считаю то, что еще в августе он должен был провести разъяснительную работу с родителями и с сентября переводить школы на дистант, а не затягивать этот процесс до той поры, когда вся страна окажется в «красной зоне», а учителя и школьники – под дамокловым мечом смертельно опасной инфекции.

Беседовала Ольга Дашковская


Youtube

Комментарии экспертов

Новости





























































Поделиться

Youtube