Образовательная политика // Статья

Общее образование – общий результат

Ода семикласснику.
  • 1 октября 2020

Общее образование – общий результат
Исаак Калина, президент Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, советник-наставник мэра Москвы. Фото: Twitter

Перед началом учебного года президент Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий, советник-наставник мэра Москвы Исаак Калина выступил с докладом «Общее образование – общий результат» в рамках проекта «Взаимообучение городов» Московского центра развития кадрового потенциала образования.

Публикуем изложение доклада, подготовленное редакцией «Вестей образования».

21 июля 2020 года президентом подписан Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Среди них, этих общенациональных целей, есть одна, напрямую адресованная нам, управленцам системы общего образования, – «Возможности для самореализации и развития талантов».

Собственно говоря, наша система только для того и существует – для создания таких возможностей. И если оказывается, что кто-то из выпускников девятых классов еще не нашел пути развития своего творческого и интеллектуального потенциала, – значит, нам всем – управленцам, учителям, родителям – не удалось добиться необходимых возможностей.

Волею судеб у меня появилась замечательная обязанность – видеть, знать и анализировать множество муниципальных и региональных систем. И я хотел бы обратиться к своим коллегам-управленцам с некоторыми выводами из этого анализа. Поэтому сразу прошу всех заинтересованных читателей с пониманием отнестись к местоимениям типа «мы», «нас самих» или «себя-управленцев»: предмет разговора очень серьезен, и с его адресатами я хочу говорить на профессиональном языке.

Итак, перед нами поставлена общенациональная цель: средствами общего среднего образования создать возможности для самореализации и развития талантов. Давайте посмотрим, какие же задачи нам в первую очередь надо решить, чтобы этой цели достичь.

Первая цель: сосредоточиться на основной школе

Если учесть, что у российского образования все неплохо в большинстве международных исследований, кроме PISA, то главной нашей с вами задачей становится улучшение тех результатов, которые показывают наши 15-летние ученики именно в этом исследовании.

Результаты PISA 2018 года говорят о том, что мы что-то с вами в предыдущие годы недоработали, раз эти результаты оказались ниже и по местам, и по баллам.

Сразу скажу: я не думаю, что это повод посыпать голову пеплом. Просто стоит очень внимательно изучить те материалы, которые опубликовал Институт стратегии развития образования РАО: это очень полезный и подробный анализ. А чтобы еще лучше понять этот материал, я бы настоятельно посоветовал познакомиться с книгой «Образование мирового уровня», написанной Андреасом Шляйхером, руководителем Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития. И вы увидите, что проблема не в отсутствии у нас хороших результатов (их, к счастью, очень много), а в наличии низких (их, увы, тоже очень много).

Можно называть много причин, почему мы отстаем в этом исследовании.

Да, соглашусь, что в отличие от других стран наши программы и учебники недостаточно практико-ориентированы; что мы предметы, обеспечивающие естественно-научную грамотность (физика, химия), начинаем изучать в более поздних классах, чем другие страны.

Можно называть и другие причины.

Но, во-первых, недостаточную практико-ориентированность в школьных программах и учебниках можно и нужно компенсировать нашим традиционным способом: через кружки дополнительного образования, которые исторически (еще с советских времен) были в высшей степени практико-ориентированными и велись людьми с огромным практическим опытом.

И если эти кружки, особенно дополняющие предметы естественно-научного цикла, начинать с ранних классов (хотя бы с пятого), то, наверное, эти причины успешно компенсируются.

Во-вторых, практика исследования PISA в нашей стране показала, что при абсолютно одинаковых программах и учебниках часть школ демонстрировала великолепные результаты, а часть школ – просто провальные. И особенно это было видно на тех территориях, которые проходили PISA в 2018 году как самостоятельные субъекты исследования (Москва, Московская область, Татарстан).

Следовательно, не стоит преувеличивать роль несовпадения в содержании программ, учебников и контрольно-измерительных материалов нашей и других стран. Те школы, которые показывают хорошие результаты в российских контрольных мероприятиях, показывают очень успешные результаты и в PISA, а те, кто проваливается в российских контрольных мероприятиях, проваливаются в PISA тоже.

Что же является главной причиной провала большой части наших школьников?

Дело, похоже, в том, что в исследовании PISA (в отличие от ЕГЭ, до которого в некоторых регионах доходят не более 50% девятиклассников) участвуют все дети возрастной когорты 15 лет (они еще не закончили 9 классов и все еще находятся в школах).

Поэтому школы и муниципалитеты, настроенные на уход очень большой части школьников после 9-го класса, не уделяет этим ребятам должного внимания – и вполне закономерно сталкиваются с тем, что эти ребята на уровне 7–8-го класса теряют интерес к учебе: видя, что школа потеряла интерес к ним, они просто перестают учиться. И мы миримся с этим.

Это плохо не только потому, что из-за этого мы проигрываем в PISA. Это плохо и потому, что огромная часть наших учеников не получает на уровне основного образования необходимых знаний и умений. Последствия печальны: со временем это становится большой проблемой и их лично, и общества, и экономики. Молодой человек не получает достаточный личностный ресурс (и это его трагедия), общество недополучает социально-ответственного гражданина (и это проблема общества), а экономика получает кадровый ресурс качеством ниже, чем могла бы получить (и это уже наша общая беда).

Следовательно, наш управленческий механизм, на мой взгляд, должен быть ориентирован на:
  • очень серьезное внимание к диагностике в 7–8-х классах;
  • очень серьезное и требовательное отношение к процедуре проведения ОГЭ;
  • поощрение школ и учителей в первую очередь за качественные результаты в основной школе;
  • обеспечение необходимым оборудованием для естественно-научных, технологических кружков и занятий не только старшей школы в целом, но в первую очередь 5–9-х классов.

Без этого мы вряд ли сможем изменить ситуацию с результатами наших учеников в PISA.

Уверен, что главный наш резерв – основная школа. И главный наш механизм улучшения наших результатов в PISA – создание системы мотивации школ и учителей на работу со всеми учениками 7–9-х классов без выписывания себе индульгенции, что эти дети после 9-го класса уйдут из школы.

Вторая цель: формирование мотивации

Резервы достижения второй цели не сильно отличаются от первой.

Да, у нас хорошая система работы с мотивированными детьми, но не надо забывать, что формирование мотивации – первейшая педагогическая задача во все годы обучения. Но теряется эта мотивация в первую очередь (особенно у мальчишек) на уровне 7–9-х классов.

И поэтому активное массовое введение на этом уровне научно-естественных, технологических кружков, которые будут вести люди, имеющие практический опыт и интересные ученикам, выявит огромное количество очень способных и талантливых ребят. Причем преимущественно как раз тех, которых, к сожалению, на обычных школьных уроках очень сложно, а иногда и просто невозможно выявить.

Нам необходимо и себя-управленцев самооценивать не по количеству одиночных победителей олимпиад и конкурсов, а по массовости высоких результатов в них.

Пусть это будут школьные/муниципальные уровни, но мы с вами представляем систему общего образования, а не систему подготовки чемпионов. И поэтому ценить себя/педагогов/школы мы просто обязаны не по одиночкам-чемпионам, а именно по доле тех детей, которым мы помогли найти свое увлечение и смогли сформировать их мотивацию, что потом окажется очень важным в социальной и экономической жизни страны.

Третья цель помочь каждому стать личностью

Уверен, что резервы достижения третьей цели тоже связаны с переносом акцента с одиночных результатов на внимание к массовым.

Цель нашей системы – помочь каждому школьнику стать социально ответственной личностью на основе персонально достижимых и персонально значимых учебных результатов.

Социально ответственная личность (я бы даже сократил это определение до слова «патриотизм») – это же, по сути, двуединство умения и желания быть полезным своей Родине (Родине в широком смысле слова: семье; друзьям; обществу; городу, в котором он живет; стране, гражданином которой он является).

Умение быть полезным можно считать результатом обучения, а желание – результатом воспитания.

Недаром в педагогической литературе обучение и воспитание долгое время обозначалось одним термином: учебно-воспитательный процесс.

Для формирования социально ответственной личности очень важна социальная консолидация – ни в коем случае нельзя допускать социального разобщения.

Есть два смертных греха: грех гордыни и грех уныния. Люди, впадающие в эти грехи, не могут быть социально ответственными личностями. И наша задача – помочь лидерам не впасть в грех гордыни, а тем, кто замыкает наши ряды, помочь избежать греха уныния.

И я хотел бы сказать, что ни в мыслях, ни в словах, ни в делах мы не можем разобщать наших учеников, которые пришли получать общее образование!

Каждое наше действие необходимо проверять: работает ли оно на развитие и консолидацию наших учеников или на их разобщение.

Но тогда общий результат общего образования – это результат тех ребят, которые замыкают наши школьные ряды.

Еще раз: результат нашей управленческой деятельности измеряется не результатом лидеров (как бы нам это ни было приятно и как бы нам этого ни хотелось), а результатами тех, кто замыкает наши образовательные ряды (как бы нам это ни не нравилось и как бы нам этого ни не хотелось). И здесь у нас с вами, увы, все гораздо хуже, чем хотелось бы.

Мы предпочитаем радоваться вместе с лидерами и их победы считать нашими управленческими победами, а вот отставание и проигрыши замыкающих мы не хотим считать нашими управленческими ошибками и недоработками.

Поэтому я уверен, что пока мы себя-управленцев будем оценивать только по лидерам, а не по замыкающим, у замыкающих школ и учеников все будет плохо. А как только мы начнем себя оценивать по замыкающим, у замыкающих станет все гораздо лучше и, самое главное, их ряды стремительно начнут приближаться к рядам лидеров.

Я абсолютно уверен, что у российской школы получится в ближайшие 5–7 лет войти в число международных лидеров по качеству общего образования.

Да, для этого очень много предстоит сделать. И, как всегда, встает управленческий вопрос «с чего начать?». Позволю себе дать свой ответ на этот вопрос.

Уверен, что начинать нам-управленцам надо с переноса фокуса нашего внимания на семиклассников. Они должны стать главными «героями нашего романа». Более того: каждый управленец, каждый школьный директор, каждый учитель должны совместными усилиями сложить «Оду семикласснику».

Совершенно убежден, что именно в 7-м классе окончательно и вполне проявляется результат начальной школы и понимание того, смогли ли там сформировать у ученика желание и умение учиться. И именно в 7-м классе закладываются основы дальнейшей успешности или, увы, неуспешности ученика в старшей школе.

Думаю, это – один из самых действенных путей, ведущих к достижению нашей стратегической цели, обозначенной в президентском Указе.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube