Поправить материальное положение российских учителей стремятся представители левых фракций Госдумы. Например, в нижней палате парламента уже больше года никак не может дойти до пленарного заседания предложенный КПРФ законопроект о том, чтобы базовая ставка учителя была не ниже двух МРОТ по региону, в то время как сейчас базовая ставка учителя во многих регионах ниже 1 МРОТ.
Сейчас с законодательной инициативой выступила «Справедливая Россия» и потерпела неудачу: 12 сентября был отклонен разработанный ею проект Федерального закона № 590947-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” в части установления дополнительных гарантий педагогических работников».
Против проголосовала «Единая Россия», за – ЛДПР, КПРФ и, конечно, сами авторы документа.
Почему благие намерения не принимаются парламентом, получают отрицательный отзыв правительства?
При внимательном изучении документов вывод печальный – потому что в них больше популизма и повторов уже существующих, но не работающих норм. Если выразиться более определенно, эти инициативы и не рассчитаны на принятие – именно поэтому в них предлагается выделить около 200 млрд рублей, а процент ВВП на образование увеличить на 0,2. Это капля в море, и никаких системных проблем эта сумма не решает.
Таким образом, схема проста: громко прокричать о пустых инициативах, добиться их отклонения, а потом еще громче кричать о бездушии политических оппонентов.
С другой стороны – сон разума и рождает такие законопроекты. Кто мешает Минпросу, правительству, депутатам из других партий выдвинуть законопроекты, о необходимости которых так четко было заявлено на парламентских слушаниях 24 июня в ГД?
Мы видим безволие или некомпетентность одних и отчаянный популизм других – в результате положение учительства ухудшается, а недовольство растет.
Льготы, доплаты, подъемные
Теперь о сути предложений: представители «Справедливой России» предлагают повысить благосостояние российских педагогов за счет системы разнообразных льгот (например, бесплатное посещение музеев или дополнительный отпуск раз в 10 лет, оплачиваемый в размере 70% от оклада). Кроме того, в законопроекте перечисляется ряд доплат – за ученые степени, за сверхнормативных учеников и т.д.
Особенно много предложений для начинающих педагогов, работающих в сельских школах.
Например, подъемные в размере 25% в течение трех лет с момента начала работы для молодых специалистов, готовых работать на селе. Или единовременная выплата в размере 200 тысяч рублей. Параллельно предлагается мера, поощряющая уход на пенсию людей, которые достигли соответствующего возраста, в виде выплаты, равной двум окладам: «чтобы было движение по кадрам и чтобы были рабочие места для молодежи», как пояснил член «СР» Олег Шеин в своем выступлении на пленарном заседании.
Также авторы законопроекта напоминают, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением или на компенсации, которые должны покрывать фактические затраты на оплату жилья, отопления и освещения.
«У нас льготы для сельских учителей существовали и при царях, и при генеральных секретарях, но сокращались при президентах, – поясняет зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
– В результате принятия действующего Закона “Об образовании в РФ” вопросы о льготах для сельских педагогов, об их размерах и порядке установления целиком переданы в регионы. Поэтому в российских регионах очень по-разному выплачиваются компенсации за коммунальные льготы. Но есть считаное число регионов, где затраты сельских педагогов на коммунальные расходы компенсируются полностью. В большинстве остальных – частично или очень частично».
Иными словами, большинство предлагающихся мер существуют, но не действуют?
Именно так. Тогда предлагается не что иное, как законодательная пирамида – закон, чтобы действовал закон. А завтра? Третий закон, чтобы действовал второй закон о том, чтобы действовал первый?
Такой забавы хватит на 10 созывов Госдумы.
Ставка по средней
Справедливороссы предлагают приравнять учительскую ставку к средней оплате труда по экономике региона.
В целом, по мнению Олега Шеина и его коллег по фракции, их инициатива потребует ежегодно 200 млрд рублей, или 0,2% ВВП.
В невнятном финансово-экономическом обосновании плохо прописаны источники, и это отражает поверхностную проработку инициатив в целом.
Депутаты либо не разобрались в сложной системе финансирования и формирования зарплаты учителя, либо не захотели разобраться.
С другой стороны, в выступлении депутата Татьяны Касаевой критика законопроекта звучала настолько неубедительно, что его отклонение вызвало не меньше вопросов. А ведь в комитете по образованию ГД есть грамотные специалисты; не может быть, чтобы они не понимали реальную проблематику этой темы.
Законопроект был отклонен большинством голосов «Единой России».
Но ведь нельзя игнорировать факты Общероссийского народного фронта (структуры «Единой России»), согласно которым каждый второй из 3 тысяч опрошенных педагогов отметил, что в их школе не хватает предметников – учителей, ведущих профильные конкретные предметы.
В том числе дефицит отмечен в 32% случаев по учителям иностранного языка, в 25% случаев по учителям русского языка и в 18% – по физике. При этом сами учителя также признают недостаточный размер их заработной платы, невзирая на известные майские указы президента.
Также нельзя оставить без внимания такие проблемы, как сокращение учительского корпуса на фоне переуплотнения классов, что неизбежно приводит к перегрузкам педагогов и снижению качества образования.
Остается открытым и вопрос о привлечении молодых кадров в школы.
Учительская зарплата – одна из ключевых и болезненных проблем образовательной политики страны. Решение требуется безотлагательное!