Хам – это человек толпы вне толпы. В толпе хам незаметен.
А тут он отбился от нее и оказался в ином окружении. Как когда-то прибился. К толпе ведь можно только прибиться, если речь идет о чем-то «добровольном». А теперь надо входить, приобщаться. Что хаму не по силам.
Давно известно, что хамство – это защита в форме нападения. Компенсация утраты толпы. Эта защитная, компенсаторная агрессия – даже не ненависть, которая предполагает какую-то осознанность и потому хаму недоступна.
Хамство – это отчаяние. Из-за невозможности принести с собой толпу вот на эту улицу, в эту комнату, к этим людям, которые привыкли жить по каким-то иным нормам. Потому что толпу нельзя, по Выготскому, «интериоризировать», «врастить вовнутрь». Нечего вращивать.
В толпе нет совместно-разделенного действия с ближним. Есть только аффективный импульс, который захватывает, заражает, заряжает всех и каждого. Без разделения на «я» и «ты». Без объединения в «мы», которое поначалу усиливает рождающееся «я» настолько, чтобы со временем «я» стало сильнее «мы».
Общее в толпе – иллюзия. Рассуждая о «духовном единстве толпы», Гюстав Лебон*, ученый, несомненно, выдающийся, если не льстил, то не подобрал нужных слов. Он, правда, как и много десятилетий спустя его соотечественник Серж Московичи**, нет-нет да и приравнивает толпу к «массе», понятию слишком уж безразмерному, чтобы что-то объяснить в нашей теме… У толпы – фиктивные «мы»-чаяния и «мы»-чувствования. Безличный язык хамства, каким бы экспрессивным он ни был. Хам бывает выразителен, но ничего не выражает.
Это – не фотография. Американский художник Дэн Витц (Dan Witz) пишет толпу обычными красками и кистью. Толпу он уподобляет яме, а свои сюжеты называет 'mosh pits' – «ямы моша». Мош – это концертный «ритуальный» танец фанатов исполнителей хардкора (утяжеленного панк-рока) в его различных разновидностях и слияниях с другими стилями.
Хамы часто хамят от имени «мы». Хотите обескуражить хама – задайте ему вопрос: «А кто это – “мы”?».
Для ответа ведь понадобится не меньше самосознательности, чем на вопрос «А кто я?». Собственно, это – один и тот же вопрос. Магнит о двух полюсах: как его ни пили, хоть вдоль или поперек, режь в стружку, стирай в крошку, «плюс» и «минус» останутся. И хам «инстинктообразно» избегает попадания во все эти глубокие «я-мы» человеческого сознания.
Толпа – это принципиальная невозможность индвидуализации. «Индивидуальный выразитель настроений толпы» – это бессмыслица. Это то же самое, что «индивидуальный выразитель прорыва трубы». Отделите от струи «индивидуальную» струйку. Получится нечто жиденькое и жалкое, и этим похожее на другие такие же струйки. Но напористое. Как и всякое хамство.
Толпа выражает только импульс, т.е. – самое себя. Коллективный солипсизм слепой толпы «порождает чудовищ» – хамов. Которым невыносимо трудно среди зрячих и сознающих, особенно – индивидуально.
Хамство – это попытка прикрыться безличностью пребывания в толпе. Недаром хамство хорошо приживается в административных структурах и виртуальных сетях. Там, где можно спрятаться за функцию, циркуляр или аккаунт. Кстати, троллинг – типичная форма поведения толпы.
Два слова о поведении. Толпа никогда никого не «ведет», в первую очередь – себя. Исключительно «ведется», пусть на собственные позывы.
Потому неуместно сравнение толпы и стада. Это – принципиально разное.
Стадо движет природный, естественный закон. Хитрые люди пользуются этим и ставят во главе отары заранее подготовленного, искусственного наместника естественного закона – козла, чтобы давал направление.
В человеческом сообществе естественный закон не работает. Зато наместником может стать любой.
Толпа всегда с готовностью поддержит. Не навьючивать же себя рефлексиями по поводу человеческих, культурных законов, требующих обуздания импульсов в обмен на свободу. А значит – обуздания толпы. И хамства.