Подростки не просто так появляются на митинге. Некоторым нужна движуха, они идут за компанию и т.д. Другие говорят, что просто проходили мимо. Третьи совершенно сознательно говорят, почему и зачем идут.
При этом, когда я спрашиваю про родителей, те, которые сознательно идут, говорят: «Да, мы вместе с семьёй». А другие говорят: «Нет, родители в ужасе, в панике».
Надо сказать, что я сам не понимаю, почему акция 3 августа была несанкционированная. Это очень трудно объяснить и взрослым, ещё труднее объяснить подросткам.
Мы сами все должны вести себя достойно, соответственно собственной Конституции, и это, между прочим, главное.
Если власть и общество направлены на справедливость, на открытость, на выполнение правил Конституции, то и подросткам, мне кажется, придется объяснять гораздо меньше.
Что касается учителей и родителей, здесь есть два момента. Во-первых, не надо врать подросткам, они очень остро это чувствуют, очень остро реагируют на несправедливость и давление. А во-вторых, нужно не бояться с ними разговаривать на самые неполиткорректные темы. Если они не разговаривают с нами, это не значит, что они об этом не задумываются. Это значит, что они разговаривают об этом в другом месте, тем более что сейчас очень много возможностей в интернете, в социальных сетях. Представить себе, что они ничего не знают и от них можно что-то скрыть, очень трудно. Это представление из прошлого века. Поэтому надо жить их интересами, понимать, что происходит, и самим вести себя достойно.
Это то, чем я всё время занимался, – правовое просвещение. Если подростки идут на какой-то риск, они должны понимать, что за этим может последовать.
Перед чемпионатом мира по футболу мы много занимались правовым просвещением подростков, чтобы они понимали, что можно, а что нельзя на стадионе, и было очень много удивления, потому что они даже не подозревали, что какие-то их действия могут иметь последствия. Правовое просвещение должно быть серьёзным и внятным, но надо не только называть нормы, а ещё и объяснять, почему так происходит.
И если это касается политической составляющей, запрета на разного рода митинги и пр., надо тоже это объяснять и не переводить стрелки на родителей и школу.
Власть тоже должна вести диалог со всеми, и тогда подростки будут чувствовать, что это их власть, их страна. Это очень важно. Когда не понимают, почему цепь выдавливает их из центра Москвы, не понимают, что делает полиция, ОМОН или Росгвардия, когда оказываются в ОВД – это вообще-то их первые столкновения с государством.
Мы привыкли к ЕГЭ и ГИА, если уж мы говорим про вопросы образования, а наше государство само сдаёт экзамены перед подростками, когда они всё это видят и у них нет никакого ощущения справедливости. Это наш прокол.