На одной из площадок СахГУ в рамках Южно-Сахалинского форума прошла дискуссия по вопросам качества образования.
Игорь Круглинский, начальник управления организации и проведения ГИА Рособрнадзора, рассказал, что Рособрнадзор проводит оценку региональных управленческих механизмов. Оценивается наличие различных систем и служб на уровне региона.
Согласно критериям оценки, в каждом субъекте должна быть организована:
- система оценки качества подготовки обучающихся;
- система обеспечения объективности процедур ОКО;
- система мониторинга эффективности руководителей всех ОО региона;
- система мониторинга качества ПК педагогов;
- система методической работы;
- система работы со школами с низкими образовательными результатами;
- система развития талантов;
- система профориентации.
При этом системы оценки качества должны обеспечивать объективность оценочных процедур и отслеживание динамики. Неверная диагностика на начальном этапе не позволяет оценить достижение цели, без промежуточных оценок сложно понять направление движения.
По мнению Алексея Воронцова,генерального директора Открытого института «Развивающее образование»,основная проблема оценки качества – одинаковые критерии к разным образовательным программам. Он уверен, что школа сама способна контролировать свое качество образования в промежутке между ГИА. Избыточный контроль создаёт нервную ситуацию, что сказывается на результате. При этом
Наталья Чеботарь, директор по стратегии сервиса Яндекс. Учебник, считает, что не нужно ждать 10 лет до ЕГЭ, чтобы узнать, что ребенок не усвоил программу. Можно следить за развитием навыков ребенка на всех школьных этапах с помощью цифровых технологий, причем так, что это не будет выглядеть как полный контроль.
Светлана Захарова, заместитель директора департамента образования г. Южно-Сахалинска, рассказала об опыте мониторинга школ с низкими образовательными результатами и работающих в неблагоприятных социальных условиях. Видимо, регион предпочитает «держать руку на пульсе» и выявлять проблемные зоны в текущем режиме.
Участники дискуссии достаточно эмоционально обменялись мнениями о том, кто и как часто должен контролировать качество образования в школе, и обсудили возможности методической поддержки учителей.
Модератор дискуссии Наталья Шадрина подвела итоги обсуждения, выделив ключевые тезисы:
- для оценки актуального состояния качества образования важна объективность как ключевое условие;
- для качественного образования необходимо соблюсти некоторые условия: сложность и вариативность заданий, как предложение–создание банка заданий, возможность выбора заданий и анализ выбора заданий для контроля и оценки образовательных результатов;
- цифровизация: использование цифровых ресурсов в учебном процессе – уже реальность учителя;
- использование объектов инфраструктуры для обучения, пространства местного сообщества – важное условие;
- общественная экспертиза образовательных программ и качества образования необходима;
- самостоятельность школ и зону ответственности школы необходимо уточнять;
- муниципалитеты разделяют ответственность школ за качество образования, включая городскую среду и формируя диалог с сообществом.
В заключение встречи зарубежный гость – представитель комитета образования г.Ансан (Южная Корея) рассказала о качестве образования в их муниципалитете.
Город Ансан называют городом непрерывного образования, центров непрерывного образования здесь вдвое больше, чем обычных школ. Образовательная программа дополнительного образования формируется при участии сообщества и реализуется на многих площадках города. Жители Ансана могут пройти обучающие курсы на базе музеев, театров и специально созданных площадок. Развитие инфраструктуры непрерывного образования повлияло на качество среды и сформировало запрос сообщества на качественное образование.