«Дети Вышки» // Статья

«Оценки перестанут быть оценками. Они станут уровнем игровой прокачки героя»

27 июня в Хорошколе – здании, больше похожем на совершенный дом будущего, нежели на современную московскую школу – состоялась «НеКонференция». О том, что это за собы-тие с приставкой «не», кто был приглашен и что обсуждали – в материале «Детей Вышки».
  • 15 июля 2019
  • 600

«Оценки перестанут быть оценками. Они станут уровнем игровой прокачки героя»
Фото: horoshkola.ru

Организаторы, студенты магистратуры Высшей школы экономики, на протяжении восьми месяцев вели переговоры с директорами лучших школ, специалистами и лидерами проектов в сфере образования, для того чтобы одним летним днем собраться вместе в Хорошколе и сформировать концепцию идеальной школы будущего. Не забыли позвать и тех людей, ради которых все это и было организовано – детей. Собрав четыре команды идейных взрослых во главе с Дмитрием Фишбейном, Сергеем Шариковым, Марком Сартаном и Натальей Киселевой, побороться за лучшую идею приехали и группы учащихся школы № 1476, Домодедовской гимназии № 5, колледжа IT HUB и Лицея НИУ ВШЭ.

После официального открытия «НеКонференции» гости разошлись по пяти локациям, где их ожидали секции «100 вопросов мэтрам», «Истории провалов», «Контекстуальный батл» и «Кейс-чемпионат». Участники форсайт-сессий «Голос» и «Голос. Дети» тут же взялись за дело, спрятавшись от гостей в школьной библиотеке и спортивном зале, куда вход был строго запрещен всем, кроме мэтров и участников команд. И журналистов «Детей Вышки» – Дарьи Григорьевой и Анастасии Сениной. Одна из нас наблюдала за подготовкой к выступлению детских команд, другая – взрослых.

Настроив взрослых на творческий лад игрой в визуализацию вопроса «Почему школа будущего не обойдётся без меня?», организаторы удалились, предоставив командам свободу мысли для создания собственной концепции школы будущего. Группы разбрелись по двухэтажной библиотеке и, найдя себе по укромному местечку, принялись за обсуждения.

В диалогах создателей со временем сомнениям стали подвергаться, казалось бы, такие очевидные вещи, как: должен ли ребенок школы будущего читать классику?

По мере углубления в проблему образования перед участниками команд вставал один и тот же вопрос: сохранять ли традиции в обучении?

«Способны ли мы сделать вообще другую школу? И нужна ли она нам?» – задавались вопросами участники один за другим.

Во время подготовки команды пришли к выводу, что один из наиболее важных критериев обучения в школе будущего – индивидуализация, содержащая в себе множество траекторий: развитие коммуникаций между учителями, учениками, и – что не менее важно – родителями. «Может ли учитель учить родителя?» – слышалось из обсуждений одной из команд. Обсуждалась и возможность создания гибкого учебного плана, который помог бы каждому ученику реализовывать себя с точки зрения всех возможностей и потребностей.

Школа будущего представлялась как место удовлетворения потребностей ребёнка. Тут же в дискуссии вставал иной вопрос: «Но достаточно ли нам того, что учителя лишь удовлетворяют потребности ученика?».

Дмитрий Фишбейн, лидер одной из команд «Голоса», поделился своими впечатлениями от работы в команде: «В целом удалось сформировать общее мнение. Сложнее всего было сконцентрироваться на том, чтобы договориться, что является ключевыми форматами и признаками школы будущего. Мне кажется, нам это удалось. Примерный взгляд на эту модель у всех одинаковый, что меня лично радовало».

Обсудив противоречия и придя к итоговому решению, каждая из команд слепила свою модель идеальной школы.

Параллельно с «Голосом» взрослых шла работа секции «Голоса» школьников.

Участники площадки «Голос. Дети» после знакомства в игровой форме и краткого экскурса в историю российского образования с 1970 года до наших дней, принялись, подобно взрослым, создавать свою модель школы. Четыре команды, обозначив проблемные места в образовании, презентовали друг другу четыре школы будущего, в которых есть то, чего недостает школам настоящего: мест для дневного сна, где можно было бы отоспаться, если голова совсем не соображает; уроки финансовой грамотности; «плавающий» график. Эксперты задали множество вопросов, с ответами на которые участники успешно справлялись.

У одного из самых интересных и сложных вопросов: «Школа будущего – это общество единомышленников и друзей или система, которая работает по правилам для достижения наивысших результатов?» был не менее интересный ответ: «Если школа будущего будет системой, которая работает максимально эффективно, без какой-либо дружеской атмосферы, то ученики просто “перегорят”».

Предстоял следующий этап – продемонстрировать гостям на сцене актового зала то, что наработали оба «Голоса».

Команда Дмитрия Фишбейна рассказала, как важно организовывать три среды внутри школьной жизни: физическую, на уровне которой будет построена индивидуальная система прохождения обучения; социальную, где будет организована активная коммуникация между учителями и учениками; и виртуальную, а именно – игровую цифровую платформу, позволяющую проходить уровни обучения как уровни в игре: «По сути, оценки перестанут быть оценками. Они станут уровнем игровой прокачки героя: прокачивая своего персонажа весь год, получаешь результат того, чего достиг за это время».

Команда Натальи Киселевой предложила модель well being школы (школы хорошего самочувствия), где каждый стремится стать лучше себя настоящего: как дети, так и учителя.

Команда отметила, что школа будущего не сможет обходиться без счастья обеих сторон, а потому для всех в школе должна быть создана комфортная среда.

Команда Сергея Шарикова рассказала зрителям о том, что школа будущего – это система со своими традициями и ценностями: ценность личности, ценность свободы выбора, здоровья и каждого дня: «Мы считаем, что все ресурсы для школы будущего уже есть в школе настоящего, остались только люди, вносящие смысл в каждый день жизни».

Команда Марка Сартана отметила важность создания в школе условий, обучающих ребенка жизни. В их школе будущего важна готовность и способность выпускника к культивированию в себе таких ценностей личности, как осознание своих поступков и ответственность за них, понимание значимости обучения.

Для достижения этой цели учителям необходимо показать, что школа – это не 9 или 11 лет «каторги», не источник проблем, а место, где проходит подготовка к жизни детей, заинтересованных в улучшении нашего мира.

Четыре команды детского «Голоса» объединились и создали модель школы, которая учит выражать собственное мнение и предоставляет возможность создания индивидуального учебного плана, который помогал бы в раскрытии талантов и самореализации ученика.

Послушав выступления взрослых, занимающих высокое положение в системе образования, и детей, ради которых было устроено столь масштабное мероприятие, участники «НеКонференции» поняли: совместное обсуждение является первым и одним из наиболее значимых шагов непростой работы – создания места с дружеской атмосферой, где ребенку интересно и комфортно учиться. В таком месте учителя обучают детей и помогают родителям с воспитанием будущих специалистов, которые отвечают потребностям своего времени и тенденциям на годы вперед. Заинтересованных в усовершенствовании современного мира, способных решать сложные задачи и обеспечивать себя финансово.

Но самое главное: в таком месте ученики будут учиться не только и не столько ради оценок. Они будут становиться настоящими людьми, членами общества. Это место и есть школа будущего.

Дарья Григорьева, Анастасия Сенина



Читайте также в рубрике ««Дети Вышки» »

Новости





























































Поделиться