Россияне хотят, чтобы в школах больше внимания уделялось преподаванию русского языка и истории. За последний год также вырос интерес к физкультуре. Таковы результаты нового опроса «Левада-центра». Четвертое место в предпочтениях родителей школьников занимают иностранные языки. Для взрослых важнее, чтобы дети глубже изучали родные. А вот интерес к домоводству, философии, основам религии и военному делу оказался невысок.
Гуманитарный голод
Российские граждане считают, что сейчас в школах нужно больше внимания уделять преподаванию русского языка и истории. За углубленное изучение каждого из этих предметов высказались 43% респондентов опроса, проведенного «Левада-центром» в конце мая 2019 года. В опросе участвовали жители городов и сел в 50 субъектах страны — 1616 человек старше 18 лет.
На втором месте по значимости для россиян оказалась математика (39% опрошенных), на третьем — родной язык и литература (32%). Большее внимание к преподаванию иностранных языков хотели бы видеть 29% респондентов (четвертое место), к информатике и компьютерной грамотности, а также к физике, химии и биологии — 21% (пятое место).
— Повышенный интерес к изучению русского языка и математики в школе отчасти определяется их обязательностью для сдачи и поступления в вузы, — считает социолог «Левада-центра» Карина Пипия. — В идеальном варианте — чем больше внимания им уделялось в рамках школьной программы, тем больше возможностей у детей для успешной сдачи единых экзаменов.
Активист Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) Анна Кисличенко отметила, что выбор предметов — лидеров опроса, вероятно, связан с возникающим «гуманитарным голодом».
— Видимо, родители чувствуют, что дети теряют связь со своей культурой. При этом они оказываются в мире новых символов, героев. Поэтому взрослые хотят, чтобы школьники больше изучали свою историю и понимали, кто настоящие герои. И что это не Бэтмен или Марвел, — сказала эксперт.
Согласно прошлогоднему опросу, в 2018-м иностранный язык казался россиянам важнее родного. А вот два года назад картина была обратная.
По словам Анны Кисличенко, рост стремления изучать родной язык, скорее всего, связан с укреплением национального самосознания, стремлением поддержать культуру и традиции своего малого народа.
Физкультура и ЗОЖ
Карина Пипия обратила внимание «Известий», что, по данным опроса, за прошедший год отмечается явный рост интереса к физкультуре — с 10% «за» до 16%.
— Это неудивительно, учитывая приверженность нынешнего молодого поколения более здоровому образу жизни, а также появление в крупных городах инфраструктурных возможностей для занятия спортом не только в школе, — сказала она.
Если посмотреть предпочтения разных гендерных групп, выявленные исследованием, то мужчины больше женщин выделяют важность физики и занятий физкультурой. Женщины же чаще мужчин делают упор на иностранные языки.
Молодежь (18–24 года) больше представителей других возрастных групп подчеркнула важность полового воспитания, а также общественных наук (социологии, экономики).
Москвичи сильнее, чем жители других городов и села, выделили важность углубленного изучения иностранных языков.
Меньше всего опрошенных высказалось за усиленное изучение истории искусства, философии, религии и предметов типа «этика», «военное дело», «семейные ценности» (2–6%).
— Философия — это не школьный предмет, и отсутствие интереса родителей к нему естественно. А изучение религии не рассматривается как необходимость на уровне школы, — пояснила директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Татьяна Клячко.
По мнению Карины Пипия, массовый интерес к изучению тех или иных дисциплин определяется во многом представлениями об успешности выбранной детьми профессии.
— А она будет зависеть в том числе и от полученных знаний по тем или иным предметам. Тем более что выбор «на кого учиться» нередко делают именно родители, а не дети, — считает социолог «Левада-центра». — В российском обществе нет образа успешного философа или искусствоведа, поэтому и изучение философии и истории искусства не рассматривается как необходимое. Зато есть образы врачей, юристов, айтишников и чиновников, которыми родители и хотели бы видеть своих детей и внуков.
Однако более ранние опросы «Левада-центра» показывали совершенно другой расклад в оценке гражданами важности школьных предметов.
Так, почти 20 лет назад (в 2000 году) лидировали информатика и иностранные языки, а 27 лет назад (в 1992 году) — трудовое воспитание, родной язык и литература, ведение домашнего хозяйства.
— Повышенный интерес к информатике в конце 1990-х — начале «нулевых» объясняется тем, что этот предмет тогда только входил в нашу жизнь, это было ново, интересно и воспринималось как что-то очень полезное. А теперь он стал обыденностью, — пояснила Татьяна Клячко.
Ставка на стандарты
В Министерстве просвещения России «Известиям» рассказали, что усилить содержательную часть в преподавании школьной программы позволят прежде всего новые федеральные государственные образовательные стандарты. Их проекты в настоящее время проходят процедуру утверждения и планируются к принятию уже в этом году.
— Проект стандартов уже оценили свыше 5 тыс. экспертов, при этом наибольший интерес вызвали разделы о преподавании русского языка и литературного чтения. В средней школе среди предметов самым обсуждаемым также стал русский язык — он собрал около 600 предложений. Повышенный интерес отмечен к преподаванию литературы, математики, технологии и истории, — сообщили в пресс-службе ведомства.
В Минпросвете также подчеркнули, что развитие и продвижение русского языка — одно из приоритетных направлений. Для этого создали особую межведомственную комиссию под председательством министра просвещения Ольги Васильевой. Кроме того, утверждена ведомственная целевая программа до 2025 года по методическому и кадровому обеспечению русского языка. Ее финансирование составит свыше 7 млрд рублей.