Качество образования // Статья

Какие права (и обязанности) есть у школьников

Учителя петербургской школы «Унисон» продолжают делиться результатами своих исследований на актуальные темы, касающиеся современного образования.

Какие права (и обязанности) есть у школьников
Фото: photosmena.ru

Правовой статус учащегося определяется совокупностью его прав и обязанностей, которые ему присущи в течение всего периода обучения в школе. На международном уровне одним из ведущих документов, определяющих правовой статус учащегося, является Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года. Согласно ей, ребенок имеет право на бесплатное, обязательное начальное образование, а также на доступ к различным формам среднего образования.

Право на образование рассматривается наряду с другими социальными правами ребенка (на охрану здоровья и социальное обеспечение, на защиту от насилия) и правами на свободу выражения собственных взглядов и мнения, свободу мысли, совести и религии, свободу ассоциаций и мирных собраний и доступа к информации. Конвенция ООН о правах ребенка выступает своего рода международным стандартом, определяющим, с одной стороны, минимальный набор прав ребенка, с другой – условия доступности образования определенной продолжительности для всех детей. Предполагается, что данные категории затем конкретизируются в конституциях и законах стран, ратифицировавших Конвенцию.

Отраслевой правовой статус обучающегося определяется законодательными актами об образовании.

В рамках исследования были рассмотрены законы об образовании следующих европейских стран: Великобритании, Земель ФРГ (Бавария, Гессен), Латвии, Литвы, Финляндии, Швеции, Эстонии. Предметом изучения стали права и обязанности учащихся школ.

В законодательных актах об образовании выбранных стран регламентируются следующие права учащихся:
  • на общедоступное бесплатное обязательное начальное и среднее общее образование на родном языке;
  • безопасную образовательную среду (Финляндия, Швеция, Эстония);
  • выбор учебных предметов (Финляндия, Эстония, Германия) и на индивидуальную образовательную программу;
  • бесплатные учебники и бесплатное пользование материально-технической базой школы (Финляндия, Эстония, Швеция, Германия);
  • бесплатное сбалансированное питание (Финляндия, Швеция);
  • бесплатный школьный транспорт;
  • консультации специалистов (логопеда, психолога, социального педагога) (Эстония, Финляндия, Литва, Франция);
  • получение сведений:
    • о школе, включая правила внутреннего распорядка;
    • об индивидуальном прогрессе (Германия), в том числе на получение беспристрастной оценки учебных достижений (Литва);
  • участие:
    • в принятии решений, касающихся организации учебной деятельности (Эстония, Литва, ФРГ);
    • в государственных и международных организациях и/или сотрудничество с такими организациями (Эстония);
  • общегражданские права: право на выражение своего мнения (Франция), право на обращение с жалобой в случае несправедливого отношения или несправедливой оценки (Бавария).

Можно утверждать, что в законодательствах европейских стран происходит конкретизация тех прав учащихся, которые обеспечивают возможность учиться и гарантируют доступность образования.

С точки зрения европейских законодателей, для обеспечения доступности школьного образования имеют значение следующие условия:
  • условия, обеспечивающие возможность выбора учебных предметов и образовательного маршрута;
  • условия, касающиеся благополучия детей и охраны их здоровья;
  • условия доступности информации;
  • условия обеспечения безопасности детей в школе;
  • условия участия в школьной жизни;
  • условия, обеспечивающие общие гражданские и политические права ребенка;
  • условия, касающиеся материальных затрат на обучение.

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В законодательных актах европейских стран регламентируются три основные обязанности учащихся школ:

  • обязательное посещение школ (за исключением особых положений);
  • выполнение образовательной программы, в том числе домашних заданий;
  • поведение, соответствующее рамкам, принятым обществом и правилами распорядка школы.

Сравнительный анализ регламентации прав и обязанностей обучающихся в международном контексте и в России показал, что в российском законодательстве об образовании конкретизируются схожие с европейскими элементы правового статуса школьника. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», российские школьники обладают следующими правами:

  • на общедоступное бесплатное образование;
  • на предоставление условий для обучения с учетом особенностей состояния их здоровья;
  • на получение бесплатной социально-педагогической и психологической помощи;
  • на обучение по индивидуальному учебному плану;
  • на выбор факультативных и элективных учебных предметов;
  • на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;
  • на участие в управлении образовательной организацией;
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.

В нормативной практике европейских стран и России прежде всего определяются те права учащихся, соблюдение которых обеспечивают условия доступности образования. С увеличением продолжительности образования возникает вопрос, связанный с правами, которые обеспечат его качество. Одним из таких прав может выступать право на индивидуальный учебный план или индивидуализацию учебного процесса в целом. Такого рода права, в свою очередь, требуют норм, которые должны гарантировать их реализацию и которые требуют конкретизации применительно к условиям образовательной организации.

Помимо названных в европейских документах обязанностей, российский школьник также обязан заботиться о своем здоровье; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации; не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися; бережно относиться к имуществу образовательной организации.

Научный руководитель – О.Е. Лебедев
По материалам журнала «Управление образованием»,
издаваемого Санкт-Петербургским филиалом Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»



Новости





























































Поделиться