Качество образования // Статья

Продюсирование в образовании как вид управленческой деятельности

Учителя петербургской школы «Унисон» делятся результатами своих исследований на актуальные темы, касающиеся современного образования.

Продюсирование в образовании как вид управленческой деятельности
Фото: youtube.com

Продюсирование как самостоятельный вид деятельности впервые возникает в начале ХХ века, этот процесс непосредственно связан со становлением кинематографической индустрии. Изначально продюсирование связано с появлением новой профессии в кинематографе – продюсер (англ. produce – производить). Гильдия продюсеров США определяет продюсера как человека, который контролирует производство фильма на всех стадиях.

Но сегодня продюсирование не ограничивается привычным для этой деятельности полем шоу-бизнеса.

Понятие продюсирования все чаще и чаще употребляется в различных коннотациях в разных сферах человеческой деятельности и уже не имеет строгого отношения только к сфере кинопроизводства и шоу-бизнеса.

В статье «Организация продюсерского управления бизнесом» А.Р. Орлова дается определение «голливудской» модели производства – в центр деятельности помещают продукт, стоимость которого определяется главным образом нематериальными активами. Продюсирование определяется как деятельность, целью которой служит организация таких бизнес-процессов, которые наиболее эффективно используют имеющиеся ресурсы и инфраструктуру для создания, производства и дистрибуции продукта, обладающего максимальной ценностью для потребителя. В зависимости от уровня, занимаемого бизнес-продюсером, и степени ответственности выделяются пять основных функциональных задач:

  1. Стратегическая – заключается в проведении анализа ситуации и разработке прогнозов, на основе которых ставятся цели продюсерской организации, организовывается координация процесса разработки стратегии и составления бизнес-плана.
  2. Административная – состоит в контроле, оценке результатов, осуществлении коррекционной деятельности, поощрении и наказании.
  3. Экспертно-инновационная – целенаправленное знакомство с новинками рынка, их квалифицированной оценки и создания условий для безотлагательного внедрения в практику.
  4. Социально-психологическая – предполагает создание в коллективе благоприятного морально-психологического климата, поддержание традиций, разрешение возникающих споров, а еще лучше их предотвращения, формирование стандартов поведения.
  5. Лидирующая – здесь продюсер-менеджер является интегратором, своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия членов его команды не противоречили общим интересам, не подрывали внутреннее единство группы, но в необходимых случаях он выступает организатором их защиты.

В последние годы опыт применения продюсирования также сложился и в сфере образования. Исходя из вышеуказанных функций продюсирования в сфере бизнеса, стоит отметить, что продюсирование включает в себя функции управления, а не является одной из них, и может рассматриваться как самостоятельный вид управленческой деятельности. Одна из основных задач продюсера-организатора – это

поиск спонсоров. Это продиктовано актуальной проблемой недофинансирования учреждений дополнительного образования детей. Но поиск финансирования в продюсировании является лишь одной из функций.

Продюсирование может также рассматриваться как одна из функций управления, а конкретно – функция менеджера, который, с одной стороны, управляет академическими коллективами, а с другой – добивается результатов, которых требуют стейкхолдеры.

Таким образом, продюсирование в сфере образования определяется как функция управления, связанная с поиском спонсоров и/или ориентацией деятельности на рынок.

В сфере бизнеса и кино продюсирование рассматривается как самостоятельный вид управленческой деятельности, что открывает большие возможности для применения следующих принципов продюсирования в сфере образования:

  1. Творческий коллектив – главный актив продюсирования.
  2. Высокая степень гибкости к внешним и внутренним изменениям.
  3. Применение креативного инструментария.
  4. Принцип визионера – прогнозирование, предвидение перспективных идей.
  5. Принцип экспертности (в своей сфере деятельности).
  6. Принцип мотиватора (убежденности в общем деле, в конечном результате).
  7. Принцип ответственности (управление рисками).
  8. Принцип достаточности ресурсов.
  9. Конечный результат невозможно предугадать.

    По материалам журнала «Управление образованием», издаваемого Санкт-Петербургским филиалом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


Новости





























































Поделиться