Традиционно заключительный семинар был посвящен памяти одного из его основателей Анатолия Пинского.
Топ событий
Накануне организаторы семинара провели опрос экспертов на тему главных событий, которые произошли в завершившемся учебном году.
Поскольку, как предупредил в самом начале заседания один из руководителей семинара Виктор Болотов, в анкетировании принимали участие в основном сотрудники Института образования НИУ ВШЭ, то результаты отразили эту специфику.
Так, первое место в топе событий заняла серия «Белые книги», изданная под редакцией ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова и научного руководителя Института образования Исаака Фрумина.
Вторым по важности мероприятием была признана цифровая трансформация образования.
На третьей позиции оказался законопроект о возвращении старой модели аспирантуры.
Четвертое место было отдано одному из направлений нацпроекта «Образование» – «Поддержка семей, имеющих детей».
Таким образом, новая версия ФГОС, выставленная на обсуждение в апреле этого года на портале «Преобразование», оказалась лишь на пятой строчке рейтинга главных событий.
А на шестой – совершенно неожиданно – заявление крупнейшего портала вакансий Superjob об отмене графы «Образование» в резюме кандидатов на рабочие места.
«Белые книги»
Исак Фрумин презентовал восемь книг серии «Белые книги», шесть из которых охватывают все уровни образования – от дошкольного до непрерывного.
«В отличие от традиционной советской педагогики, которая писала о должном (то есть о том, какой должна быть школа и как этого добиться), авторы серии сделали акцент на сущем. Мы попытались прописать динамику по каждому уровню за последние десятилетия и предложить возможные решения», – подчеркнул Исак Фрумин в своем выступлении.
Более того, в дополнение к серии вышла книга «Поверх барьеров», которая, по его словам, содержит 13 кейсов российских школ, сумевших добиться успеха в обучении детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевой в названной серии является книга «Как сделать образование двигателем социально-экономического развития».
Поиск ответов на этот вопрос стал лейтмотивом дискуссии.
Просто добавь цифру!
Казалось бы, цифровые технологии могли бы стать ключом к решению этой проблемы, но, как отметил академик РАН и РАО Алексей Семенов, за последние 30 лет никакого существенного прорыва в образовании по этому направлению не произошло.
Сочинения и контрольные пишутся ручкой на бумаге, ЕГЭ тоже застыл в традиционной «бумажной» форме.
В то же время самым вредным и опасным Алексей Семенов считает призыв не менять содержание и цели обучения, а просто «добавить цифру». То есть обновить компьютеры и программное обеспечение, провести сверхскоростной интернет.
«Очень соблазнительная идея, чтобы не связываться с чиновниками, издательствами, а ЕГЭ оставить как есть», – считает ученый.
На самом деле цифровизация дает понятный способ устранения перегрузок школьников и построения индивидуальных маршрутов.
Такие возможности призвана обеспечить цифровая платформа, разрабатываемая Агентством стратегических инициатив совместно со Сбербанком.
Алексей Семенов убежден, что «цифра» придет в школу и через образовательную область «Технология» – как раз недавно была утверждена концепция преподавания этого предмета.
Сопровождение и просвещение
Однако школа, оснащенная самыми прогрессивными технологиями, не справится с задачей подготовки конкурентоспособных выпускников без взаимодействия с семьей.
По словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, задача нацпроекта «Поддержка семей, имеющих детей», – профессиональное сопровождение и просвещение родителей.
«Проблема охвата и доступности дошкольного образования ставится и решается, но мы столкнулись с тем, что нет хороших практик воспитания детей», – подчеркнула Ирина Всеволодовна.
По ее мнению, стандартные программы дошкольного образования не способствуют индивидуальному развитию ребенка и не решают проблемы конкретных семей, в том числе тех, в которых растут дети с особенностями развития.
Как выяснилось, идей и новых подходов у нас в стране предостаточно.
130 организаций из 70 регионов подали заявки на конкурс, из них было отобрано 80. Среди них некоммерческие организации, ИП, в том числе из отдаленных регионов – Республики Бурятия и Саха (Якутии).
В рамках проекта планируется выделять 8 млрд рублей из федерального бюджета ежегодно ближайшие 5 лет на гранты этим организациям.
Например, Чеченская Республика получила грант на 17 млн рублей для создания сети мобильных центров, которые будут работать по запросам родителей.
Сомнительные компромиссы
Чем отличается нынешний этап реализации нацпроектов от прежнего, стартовавшего в 2005 году?
Отвечая на этот вопрос, ректор МГПУ Игорь Реморенко отметил, что в то время только складывался механизм субсидирования регионов, внедряющих изменения в системе образования, устанавливались правила игры: нормативно-подушевое финансирование, одновременно с этим зарождалась идея конкурентного, открытого потребителю образования, на этой логике строилось введение профильного образования и создание управляющих советов, идея которых принадлежала Анатолию Пинскому.
Тогда же, на стадии подготовки ФГОС первого поколения, появился термин «компетенции».
Что касается проекта новой версии стандартов, то в этом году, по мнению Игоря Реморенко, сложилась компромиссная ситуация, когда стандарты сформулированы по результатам образования.
Месяц обсуждений показал разноголосицу мнений по личностным и метапредметным результатам, считает ректор ведущего педвуза, но главная дискуссия еще предстоит. Это случится тогда, когда Минпрос утвердит окончательный вариант ФГОС и выставит его на сайте.
Драматизм ситуации экспертам видится в том, что процесс обучения и контроль его качества в виде итоговых испытаний не соответствуют заявленным в стандартах целям.
«Мы сформулировали, что цели изучения русского языка – это общение, а учим и проверяем другое. Математика – это моделирование, рассуждения, а учим другому», – заметил Алексей Семенов.
Инфляция дипломов, «новые воротнички»
В результате количество получивших образование граждан не переходит в качество высококвалифицированных специалистов, необходимых для экономического подъема.
Как следствие, падает престиж высшего образования, пресловутые «корочки» (дипломы), пусть даже с брендом топового вуза, падают в цене и подвергаются самой настоящей инфляции.
Об этом свидетельствует новый поворот в политике портала Superjob, отменившего графу об образовании в резюме соискателей вакансий.
«Отсутствие образования не препятствие для поиска высокооплачиваемой работы. Для 90% работодателей этот критерий не важен», – убежден пресс-секретарь портала Сергей Светоченко.
(Ранее с подобным заявлением на Давосском форуме выступила глава IBM Джинни Рометти, употребив новый термин – «Белые воротнички».)
Безусловное исключение составляют врачи, инженеры, юристы, для которых наличие «корочки» обязательно.
Для SMM-менеджеров достаточно окончить краткосрочные курсы.
Снижается и заинтересованность родителей в получении их детьми высшего образования: если в 2010 году 80% семей делали ставку на вузы, то в нынешнем – всего 47%.
Исак Фрумин привел другие данные: по его словам, в прошлом году 52% выпускников 9-х классов сделали свой выбор в пользу СПО.
В то же время он дал понять, что СПО – «это малоизученный и драматичный уровень образования, который требует большого внимания». Туда идут дети с невысоком уровнем образования, да и качество подготовки в этих образовательных организациях оставляет желать лучшего.
Доцент Института образования НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Доказательная образовательная политика» Павел Сорокин привел данные Всемирного экономического форума, согласно которым Россия занимает 4-е место по охвату образованием, но 42-е – по реальному использованию навыков.
«На экономику влияет не количество лет обучения, а его результаты», – подчеркнул Павел Сорокин.
А результаты налицо.
«У нас 10–11% предприятий занимаются инновационной деятельностью. Мы закупаем патентов в 10 раз меньше, чем передовые страны, то есть не обновляем технологическую сторону производства, и оно стагнирует.
И даже такая отрасль, как электронная промышленность, за последние годы сократила число инновационных внедрений.
А ведь рост производительности труда осуществляется за счет внедрения новой техники и квалифицированных специалистов», – отметил научный руководитель факультета социальных наук НИУ ВШЭ Владимир Шадриков.
Но по каким критериям должны отбирать специалистов работодатели и какой линейкой им предстоит измерить компетенции соискателей – этот вопрос пока остается открытым и для ученых, и для представителей рынка труда.