1. «Человек-подушка». М. Макдонах
«“Человек-подушка” глубже, чем любые политические аллюзии. Там есть и мастерски закрученная интрига, и детективная линия – так что зрители следят просто за выяснением тайны. Но там есть еще и напряженная работа мысли. Пьеса об ответственности за слово, о том, что вымышленный мир способен быть сильнее реальности. О том, что в самом жутком мире, где все должно закончиться наихудшим образом, все-таки есть чудо – и оно побеждает неверие в чудо» – Кирилл Серебрянников.
2. «Пзхфчщ». В. Бенигсен
Сборник «наглых и возмутительных» анекдотов. Автор выставляет идиотом и Сталина, и редактора «Правды» Шепилова, Сергея Михалкова, Союз писателей в лице его знаменитых писателей, а затем и все население.
Толчком к этой прозаической демонстрации стала реплика Сталина на пленуме Бюро Президиума ЦК КПСС (действие заглавного рассказа происходит в начале 1953 года):
«Я считаю, что… что… безродных космополитов надо пзхфчщ… причем э-э-э-э… в кратчайшие сроки… Щывзщ даст результаты… грцбм… однако в перспективе… оцайц… будем зцщкшх».
3. «Белые одежды». В. Дудинцев
Роман о конфликте между «народным академиком» Лысенко, который пытался использовать послевоенные трудности государства в своих интересах, с помощью репрессий насаждавший псевдонаучные теории, и учеными,стоящими на стороне «классической» генетики.
О лицемерии и истине, конформизме и «двойной» жизни. Основан на документальном повествовании 1940–1950-х годов.
4. «Коричневое утро». В. Павлофф
Однажды в одном городке запретили содержать кошек, а затем и собак любого цвета, кроме коричневого. Всех прочих, не-коричневых – усыпить. Обязательно-коричневыми со временем становятся не только животные. И придерживаться правил во имя собственной безопасности становится все труднее.
«Коричневое утро» – антифашистская притча, из обычной книги в 12 страниц ставшая мировым бестселлером на годы вперед. Общий тираж книги превышает 1 500 000 экземпляров.
5. «Злоумышленник». А. Чехов
Сборник рассказов и повестей судебно-уголовной тематики. Подсудимые, следователи, мировые судьи и присяжные заседатели, прокуроры и адвокаты, полиция – все они оказываются участниками судебного процесса. Своеобразная «энциклопедия судебной жизни» от Чехова, отражающая проблемы, которые волновали его современников после судебной реформы.
6. «Облако, озеро, башня». В. Набоков
Рассказ о русском эмигранте, живущем в Берлине, которому приходится присоединиться к увеселительной поездке за город. Всю дорогу руководитель группы принуждает его к тому, чтобы участвовать в развлечениях, полных пошлости и мещанского юмора. Герой пытается противостоять, но душевных сил не хватает. Поездка становится невыносимой, но попутчики не отпускают главного героя, продолжая путь.
7. «Ручка, ножка, огуречик». Ю. Домбровский
Писатель получает телефонные угрозы после того, как его роман становится популярным. Во время одного из таких звонков он решает предложить анониму на том конце провода встретиться на местном пустыре.
8. «Процесс». Ф. Кафка
История о небольшом человеке – Йозефе К. – и его столкновении с абсурдным обществом. В одно утро его арестовывают, не называя причины. Йозеф К. продолжает жить так же, как раньше, пытаясь получить ответ на вопрос: за что он был осужден? Как оправдаться, когда не знаешь причины? Герой стремится безуспешно получить доступ к судам, все серьезней относясь к процессу над ним, погружаясь все глубже в мир бюрократии.
9. «Мой папа – антибиотик». С. Лукьяненко
Алик – настоящий фанат своего отца. Его папа – военный, борец со злом, который истребляет на других планетах загадочную болезнь. Время от времени он привозит сыну сувениры. Для Алика он – эталон.
Но однажды мальчик узнает, что его отец – вовсе не тот, кем казался раньше. И все то, что казалось геройством, оказывается истреблением мирных жителей на других планетах.