Не секрет, что концентрация газов, вызывающих парниковый эффект, в наши дни выше, чем когда бы то ни было. Школа Акшар в Калькутте нашла нетрадиционный, но эффективный подход к решению этой проблемы, который вдобавок помогает детям из малообеспеченных семей обеспечивать свое обучение.
Мазин Мухтар, один из соучредителей школы, сообщил, что идея пришла ему с женой, когда они познакомились в 2013 году в Нью-Йорке. Они оба к тому моменту лелеяли мечту о создании нового вида школы для детей, живущих в бедности. В том же году они придумали, какой будет их школа, и в 2016 году в ней появились первые ученики – на тот момент около 20 человек.
Сегодня в школе учится 110 детей.
Когда Мазин и его единомышленники открыли при школе центр переработки отходов, родители не сразу стали помогать им. Поэтому, чтобы убедить родителей, они решили брать плату за обучение пластиковыми отходами. До того как они ввели эту инициативу, школа была бесплатной. Мазин считает сбор пластикового мусора скорее обязательным домашним заданием, чем платой за обучение, однако называет это платой, чтобы напомнить родителям: хотя школа и бесплатная, передать в школу чистые и сухие отходы пластика – это самое малое, что они могут сделать, чтобы помочь.
Основатели хотели создать бесплатную школу для всех, но когда они поняли, какая в регионе сложная социальная и экологическая ситуация, решили совместить в одном деле решение сразу двух проблем. Пандита Сарма, одна из основательниц школы, помнит запах горелого пластика, которым наполнялся их класс, когда поблизости сжигали пластиковый мусор. В этом регионе сжигать пластик, чтобы согреться, – это норма. «Мы хотели это изменить, поэтому начали призывать детей приносить пластиковый мусор в качестве платы за обучение», – рассказала она.
До открытия школы большая часть ее учеников работали разнорабочими в расположенных рядом каменных карьерах. Они зарабатывали примерно $2,5 в день.
Поскольку школа не может платить ученикам деньги, в ней применяется альтернативный подход: старшие школьники могут учить младших и зарабатывать школьную валюту, за которую можно покупать закуски, бумагу и одежду. Помимо этого в обмен на школьную валюту учителя могут заказывать для детей товары на Amazon.
Школа также рассказывает детям и родителям о вреде пластика. Многие родители жгли его для обогрева домов, но просветительские мероприятия открыли людям глаза на то, какой опасности они подвергают своих детей.
«Мы используем детский труд, чтобы бороться с детским трудом, – говорит Мазин о необычных методах работы школы. – Дети из бедных семей должны зарабатывать деньги, чтобы оставаться в школе... Мы нанимаем детей на должности тьюторов и социальных работников. Таким образом мы гарантируем, что младшие дети ежедневно учатся у старших школьников. Наши ученики учатся больше, чтобы больше зарабатывать – мы платим им соответственно их навыкам и знаниям и штрафуем за плохое поведение. Когда школьники переходят в следующий класс, оплата их труда растет. Также оплата растет вместе с их навыками преподавания».
Школа помогает школьникам строить карьеру – они остаются при школе, пока для них посредством стажировки не найдется подходящий карьерный путь. Подростки развивают прикладные навыки уже в возрасте 12–18 лет. Они изучают английский язык, математику и естественные науки, а в классах средней школы учебная программа включает столярное дело, вышивание, переработку отходов, фотодело, а в скором времени появится курс технологии получения энергии от солнца.
Представители школы говорят, что их подход учит школьников ответственно относиться к окружающей среде. Если каждая школа начнет работать так же, это поможет справиться с кризисом пластикового мусора. Каждый школьник еженедельно приносит в школу около 25 пластиковых предметов. Мусор прессуется в эко-брикеты, которые с добавлением цемента в дальнейшем используются в строительстве.
Мазин и Пармита надеются открыть еще 100 подобных школ в будущем.