Фундамент перемен
20–21 мая в Федеральном исследовательском центре «Информатика и управление» (ФИЦ ИУ) РАН прошел семинар «Наука – фундамент школы XXI века».
Поводом для проведения мероприятия послужила идея создания фундаментального ядра. Его основное назначение в системе научного сопровождения стандартов – определить систему ведущих идей, теорий, основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в средней школе, и состав ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, личностных качеств обучающихся, адекватных требованиям стандарта к результатам образования.
Подобный документ был написан в 1960-е годы при участии Академии наук и Академии педагогических наук, вторая попытка была предпринята в середине нулевых, в период разработки ФГОС, группой под руководством организатора создания второго поколения стандартов Александра Кондакова, но Министерство образования и науки его не утвердило.
Сейчас возвращение к этой теме продиктовано, по всей видимости, необходимостью освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала в школьных программах, предоставить больше свободы учителю, поскольку, в отличие от обязательного минимума содержания образования, фундаментальное ядро играет роль ориентира, а не жесткой матрицы.
Судя по официальным заявлениям руководителей Минпроса, они поддерживают разработки ученых в этом направлении.
По словам академика РАН и РАО, директора Института кибернетики и образовательной информатики ФИЦ ИУ РАН Алексея Семенова, который инициировал работу по созданию фундаментального ядра, Российский фонд фундаментальных исследований готов выделить гранты на эти цели (проект № 19-07-20097).
Теперь, по его мнению, важно «сформировать общую позицию академического и образовательного сообщества» по этому вопросу. Семинар призван стать первоначальным этапом для определения этой позиции и организационных мероприятий: формирования рабочих групп по предметным областям, составления технического задания.
Алексей Семенов считает необходимым связать Фундаментальное ядро в новой редакции с применением цифровых технологий и здоровьем учащихся, на которое отрицательное влияние оказывают перегрузки.
Последние связаны с избыточным содержанием школьного образования. В советские времена мы всегда этим гордились: считалось, что, чем больше знаний по разным предметам мы включим в школьные программы, тем выше достижения нашей страны в сфере «научно-технического прогресса».
Хорошо известный факт: после запуска первого спутника СССР в 1957 году американцы пересмотрели свои школьные стандарты, дополнив их фундаментальными знаниями.
На самом деле, как считает Алексей Семенов, дела в советской системе образования обстояли не столь благополучно, как это представлялось на первый взгляд американцам, а сегодня чудится кому-то в нашей стране.
В качестве примера он привел рассуждение последнего министра образования СССР (а до этого – ректора Менделеевки) Геннадия Ягодина о том, что хорошо образованный человек, прежде всего учитель, должен знать все предметы за 9-й класс хотя бы на «тройку». На самом деле ни учителя, ни рядовые девятиклассники-хорошисты не знают школьные предметы даже на базовом уровне. А ведь школьный стандарт, выраженный сегодня в ГИА, обязателен и для троечника.
Вывод: надо честно признать тот факт, что такой объем материала неподъемен, а значит не нужен.
Но готово ли научное и педагогическое сообщество к переменам?
По словам Алексея Семенова, ему часто приходится слышать от коллег-ученых, от депутатов слова о «хорошем советском образовании», к которому следовало бы вернуться. Действительно, эти уважаемые сегодня люди получили хорошее образование, но что можно сказать о массовом образовании тогда?
То есть пре-адаптивность (готовность к переменам) в нашем обществе, в том числе среди профессионалов, довольно низкая. И это в эпоху, когда «изменения никогда не были такими быстрыми и никогда не будут такими медленными, как сейчас».
В то же время существует большая группа специалистов в РАН, которая заинтересована в совершенствовании школьного образования.
Например, в Академии наук созданы комиссии по экспертизе стандартов и учебников под руководством вице-президента Алексея Хохлова, сопредседателем рабочей группы Рособрнадзора по развитию перспективных направлений оценки качества подготовки обучающихся является президент РАН Александр Сергеев.
Таким образом, по мнению Алексея Семенова, РАН может оказывать влияние на школьное образование.
Нельзя забывать и о поручении президента, направленном на создание научно-образовательных комплексов. Уже отобраны 110 базовых школ, которые будут сотрудничать с Академией наук. Для того чтобы предложить им примерные программы с углублением по тем или иным предметам, тоже будет использовано Фундаментальное ядро.
Образование одаренных: смена стратегии
Одним из важнейших путей кооперации усилий школы и науки стало образование одаренных детей. О новых подходах в этой сфере рассказал директор Института психологии РАН Дмитрий Ушаков. И этот доклад также указывает на проблемы, которые могут возникнуть в школах РАН.
По его мнению, проблема работы с одаренными учащимися возникла на этапе введения массового общего образования. Поначалу в школах применялись экстенсивные стратегии, направленные на введение элементов университетского образования в старших классах (яркий пример – создание специализированных учебно-научных центров, впоследствии – СУНЦев в СССР). Но такие методики оказались эффективными не для всех, даже мотивированных, учащихся.
В настоящее время все более широко используются интенсивные методы, которые связаны с дифференциацией учащихся и персональными траекториями обучения.
Но как определить одаренность ребенка? Здесь все зависит от критериев, из общего числа которых Дмитрий Ушаков выделил те, которые связаны с исследовательской и проектной деятельностью.
Именно эти направления сегодня осваиваются на практике в ведущих школах, нацеленных на подготовку талантливых учащихся.
Об исследовательской деятельности учащихся говорил в своем выступлении и ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Алексей Обухов.
Одну из ключевых проблем он видит в том, что многие учителя не владеют культурой исследования, а значит, не могут передать ее школьникам.
Это свидетельствует о том, что ФГОС с его компетентностным и деятельностным подходами реализуется в малой степени.
Главная задача – развитие ребенка для формирования самостоятельного мышления – должна решаться, начиная с детского сада, убежден Алексей Обухов. По его мнению, в дошкольном и начальном образовании накоплен интересный опыт в этой сфере, для старшеклассников действуют такие перспективные проекты, как организация академических классов в московских школах, всероссийские конкурсы юных исследователей имени Вернадского, имени Менделеева, специализированные школы… А вот самым слабым звеном является основная школа.
Продолжение следует