Почти целый год мы ждем лета. Тепло, в школах нет занятий, можно много гулять, заниматься любимыми вещами, общаться с друзьями и пробовать что-то новое. А еще для многих детей лето – это лагерь – походы, дискотеки, костер, новые друзья и масса новых впечатлений. И когда это волшебное время заканчивается, ребята весь год вспоминают о нем и ждут следующего лета.
Дети с особенностями развития тоже должны иметь возможности летнего отдыха.
Для детей с серьезными особенностями развития и их семей это может быть непросто.
Многие родители даже представить себе не могут, что их ребенок сможет без них поехать в летний лагерь, а специалисты, работающие в лагерях, могут не знать, как сделать так, чтобы пребывание ребенка с аутизмом, который, возможно, не пользуется речью, было безопасным и в радость.
«Лето со смыслом» – это совместный проект Фонда «Обнаженные сердца» и Центра по работе с нарушениями в развитии Университета Нью-Мексико (CDD UNM) США. Проект был начат в 2015 году.
За это время специалисты из разных городов России имели возможность получить опыт организации инклюзивных лагерей для детей и подростков с РАС. Лагеря по модели «Лето со смыслом» успешно работают в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Туле, Челябинске, Костроме, Ярославле, Череповце и других городах России. Данный опыт вызывает огромный интерес у родителей и специалистов.
В апреле 2019 года прошел обучающий семинар для новых организаций, которые заинтересованы в развитии досуговых услуг для детей и подростков с РАС. Ведущими мероприятия стали Кейтлин Мо Тейлор (сертифицированный эрготерапевт, клинический директор лагеря Rising Sun (CDD, Нью-Мексико, США)), а также специалисты из Центра поддержки семьи «Обнаженные сердца» Нижний Новгород, центра «Антон тут рядом» и эксперты фонда «Обнаженные сердца» Святослав Довбня и Татьяна Морозова.
Что такое «Лето со смыслом»?
Первое отличие этого проекта от других лагерей для детей с особенностями развития – это то, что здесь дети могут отдыхать без родителей. Для многих из ребят поездка в такой лагерь – первый опыт самостоятельной жизни. Он помогает им стать увереннее, развить навыки самообслуживания и стать более независимыми.
Родителям же поездка ребёнка в лагерь дает необходимую передышку, а также помогает увидеть, на что их дети способны без родительской помощи.
Важно, что все позитивные улучшения, а также новые умения, обретенные в лагере, имеют долгосрочный эффект и положительно сказываются на поведении ребят дома.
При этом лагерь – инклюзивный, то есть в группе с детьми с особенностями развития обязательно есть нейротипичные дети. Чаще всего это подростки, интересующиеся информацией о людях с аутизмом либо имеющие братьев/сестер с аутизмом. Нейротипичным ребятам посещение такого лагеря дает возможность развить самостоятельность и ответственность, понять тех, кто отличается от нас. Для детей с особенностями развития типично развивающиеся сверстники могут быть прекрасными моделями для развития социальных навыков. Для этого необходимо использовать специальные подходы для обучения детей общению с ребенком с аутизмом. Без такого обучения типично развивающимся детям может быть непросто.
Справка:
Программа PAWSS была разработана специалистами Университета Нью-Мексико (США). Она успешно работает для детей дошкольного возраста, подростков и молодых людей. Типично развивающихся детей лучше учить общению с детьми с особенностями развития в небольших группах. У них должна быть возможность попрактиковаться в использовании различных стратегий, которые предлагаются в программе.
Работа в лагере – невероятный опыт и для его сотрудников. Это сильно отличается от работы с ребенком в кабинете и требует не только теоретических знаний, но и хорошего умения применять их на практике.Опыт работы в лагере помогает специалистам лучше понимать родителей ребенка с РАС – с чем приходится сталкиваться семье в повседневной жизни. Лагерь также помогает понять, что все дети могут учиться новому и достигать успехов, главное – оказывать им необходимую поддержку.
Сотрудники лагеря выполняют разные роли. Есть программные специалисты, которые придумывают и проводят занятия в кружках, организуют мероприятия и развлечения. Команда поведенческой поддержки – специалисты с большим опытом работы с детьми и подростками с РАС, они помогают решать сложные ситуации, справляться с нежелательным поведением. С ребятами с РАС работают помощники. У типично развивающихся детей есть свой куратор. В некоторых лагерях организована программа для молодых людей с РАС, которые пробуют себя уже не в роли отдыхающих, а в роли сотрудников, помогающих в работе лагеря.
Чтобы спланировать работу в лагере, нужны знания о потребностях детей с РАС и современных технологиях поддержки, которые дают на семинарах. Сотрудники поведенческой команды заранее знакомятся с ребятами, которые поедут в лагерь, благодаря анкетам-заявкам, которые заполняются родителями.
Есть дети/подростки, которым необходимо сопровождение двух взрослых. У некоторых ребят один собственный помощник. Соотношение количества взрослых и детей может быть и меньше, если детям не требуется столь интенсивная поддержка.
Во время обучающего семинара у его участников была возможность узнать о деталях и тонкостях организации лагеря и о его работе. Лучше понять это помогли видеоматериалы, которые демонстрировали российские и американские коллеги, а также возможность применять новые стратегии уже во время семинара.
Результаты и планы
Лагерь Rising Sun и проект «Лето со смыслом» стал победителем среди лагерей для детей с особенностями развития по версии американской Ассоциации летних лагерей в 2017 году.
Участники проекта «Лето со смыслом» активно делятся своим опытом проведения лагерей. С каждым годом расширяется география проекта, а это значит, что с каждым годом все больше детей и подростков с РАС смогут быть в лагерях, их родители также смогут отдохнуть и увидеть успехи своего ребенка, и все больше специалистов смогут научиться современным технологиям помощи детям.
Представитель региональной общественной организации «Особые дети» из Севастополя Людмила Халикова:
«В нашей организации – более 300 семей с различными особенностями развития. Из родительской организации мы постепенно стали специалистами. У меня базовое медицинское образование, потом я перешла переподготовку как реабилитолог, только что закончила обучение как эрготерапевт. Это уже не первое мое обучение в фонде “Обнаженные сердца”: в прошлом году я проходила семинар по формированию коммуникации у детей с РАС. Все полученные навыки я применяю в нашем Центре, где есть и дети, и подростки, и молодые люди: от двух до двадцати двух. Первое, чем нас оглушили на этом семинаре – отдых будет без родителей. Мы привыкли, что работа с папами и мамами – это обязательная часть летнего досуга для детей с особенностями развития. Но потом пришло осознание того, какое в этом большое преимущество. Главным результатом семинара “Лето со смыслом” стало однозначное желание попробовать организовать свой лагерь».
Ольга Вайншток