Культура // Статья

Феникс Парижской Богоматери


Феникс Парижской Богоматери
Фото: tmz.com

Допусти кто возможность подобного в наше время – его сочли бы неумным шутником: катастрофа такого масштаба в соборе-символе французской столицы еще и теперь представляется просто невероятной. Но это произошло – и поздним вечером 15 апреля 2019 года сотни миллионов людей на всех континентах наблюдали, не веря глазам своим, этот совершенно ирреальный телерепортаж с места события в режиме реального времени.

Скорее всего, следствие вскроет обычное человеческое разгильдяйство. Случайную небрежность. Непрофессионализм. И именно пустяковость причины вызывает чувство острого шока.

На память пришла пословица: «От копеечной свечи Москва сгорела». От такой же свечи в 1666 году практически полностью выгорел Лондон – самый богатый город тогдашнего мира. Но то было давно! А вот так – при современных средствах пожарной безопасности?!

Но, скажем честно, какое счастье, что горел не находящийся неподалеку Сент-Шапель с его фантастическими витражами XII века, не Лувр, не Музей д'Орсэ! Пусть это прозвучит цинично, но в этом ряду Нотр-Дам де Пари – самая скромная жертва. Единственно подлинное и самое ценное, что есть в этом знаменитом здании – его стены, возведенные в 1163–1345 годах, и терновый венец Иисуса Христа, выкупленный Людовиком IX у византийского императора и привезенный в Париж в 1239 году. Как известно, и стены, и великая реликвия пожарными спасены.

Что же качается всего остального – витражей, сводов и внутреннего убранства, – то возраст всего этого насчитывает не более полутора веков: первая реставрация собора, находившегося в крайне плачевном состоянии и уже предназначенного к слому, началась только в 1841 году.

Впрочем, могла бы и не начаться, не выйди десятью годами раньше роман «Собор Парижской Богоматери».

В предисловии к нему двадцативосьмилетний Виктор Гюго заявил: «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».

Ошеломляющий успех книги породил, сказали бы мы сегодня, двойной эффект: прославил имя автора и – что еще важнее – действительно заставил французов обратиться к своему богатейшему средневековому архитектурному наследию. Началась «реабилитация» готики. И одержимый ею двадцатисемилетний архитектор Виолле ле Дюк берется за восстановление собора. Это был поистине подвиг – работа была завершена только через двадцать три года.

Именно ле Дюку мы обязаны скрупулезной проработкой скульптурного убранства фасада (все скульптуры были обезглавлены по приказу Робеспьера, видевшего в соборе «твердыню мракобесия»), великолепно-ужасными горгульями и, кстати, точнейшими чертежами всех несущих конструкций кровли – по ним новая реставрация и будет осуществляться.

Нет сомнений в том, что первым посетителям, которые войдут в обновленный Нотр-Дам де Пари, не придется ждать двадцать три года, и для многих миллионов землян снова станет актуальной эта привычная информация: «Открыт ежедневно 7.45–18.45, вход свободный».

И, как уже почти девять столетий, над юго-восточной частью острова Сите, образованного рукавами Сены, будет вечно возвышаться Собор, словно гигантский корабль, пришвартованный на огромных готических аркбутанах.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube