Профлайнер — инструмент, что позволяет получать актуальную информацию и рекомендации по формированию образовательно-профессиональной траектории с учетом не только особенностей и способностей каждого ученика, но и возможностей системы образования и перспективных потребностей экономики.
Проект реализуется подведомтсвенным учреждением Департамента предпринимательства и инновационного развития правительства Москвы АНО «Развитие человеческого капитала». В первую очередь, он предназначен и интересен ученикам школ и их родителям, учителям и директорам.
Профлайнер — это система профнавигации, ориентированная на школьников 7-11 классов (в дальнейшем и на студентов). Его задача — дать возможность ученикам познакомиться с перспективными профессиями.
Перед Профлайнером не стоит задачи «затолкать» в профессию, отмечает Шаронов. Система дает возможность пройти стажировки у потенциальных работодателей и поучаствовать в их мероприятиях.
По данным доклада, представленным на Всемирном экономическом форуме в 2018 году, до 50% существующих сегодня профессий могут исчезнуть в ближайшее десятилетие. К 2025 году половину существующих рабочих заданий возьмут на себя машины.
Революция в следствии развития роботов и машин приведет к тому, что 75 миллионов старых рабочих мест исчезнут. Но возникнут и 133 миллиона новых к 2022 году.
«Нас ожидают очень серьезные изменения на рынке труда, даже шире — в экономике. В этом смысле и люди, которые учатся, и люди, которые учат, должны понимать направления этих изменений и возможности и угрозы, которые возникают в этой связи»
Кроме того, тенденции в сфере образования и профессионального самоопределения сегодня таковы, что человек меняет за жизнь в среднем около 8 видов деятельности. Необходимо быть готовым к смене отрасли, уметь «наращивать» компетенции, в том числе — способность учиться и переучиваться.
«Нам кажется, что для Департамента и для директоров школ это [участие в проекте Профлайнер — прим.ред.] возможность исследовать интересы, образовательные планы и уровень профессиональной подготовки и самоопределения школьников. Это возможность создания и поддержания связей с работодателями на рынке труда, что тоже очень важно. Это возможность информирования школьников о перспективных профессиях и направлениях экономического развития».
Саронов отметил, что Профлайнер занимается профнавигацией, а не профориентацией. Профориентация опирается на актуальные потребности и дает рекомендации по возможным видом занятости. В том время как профнавигация — это опора на перспективные потребности, это навык построения траектории в области образования и профессионального развития.
Составление профнавига происходит так: вначале ребенок проходит профнавигационное тестирование, затем получает информацию о профессиях в личном кабинете и рекомендации по получению компетенций. После навигации и «знакомства» с возможными профессиональными отраслями устанавливается связь с возможными работодателями для прохождения стажировок.
В системе созданы аналитические кабинеты для директоров школ и педагогов, чтобы иметь возможность строить профклассы и определять профиль школы, имея агригированные даннные. Кроме того, для директора это возможность понять и увидеть, какие кружки будут пользоваться спросом у учеников.
Участие в проекте Профлайнер бесплатное. Для этого необходимо подать заявку от школы на сайте profliner.moscow и провести диагностику учащихся школы до 15 марта. После этого аналитика и база летних стажировок и мероприятий от ведущих работодателей города будут доступны школе. С сентября система предоставит возможность подавать заявки работодателям через личный кабинет.