Достижения вопреки укладу и учителю?
На протяжении нескольких десятилетий идет реформирование и модернизация российского образования, а в российских школах сегодня реализуется Федеральный государственный стандарт общего образования, который дает возможность построить программу обучения, отвечающую актуальным запросам и амбициям детей и их родителей.
В современном сложном и многообразном мире система образования неминуемо сталкивается с новыми вызовами и задачами. Меняются требования государства, общества и бизнеса к содержанию и образовательным результатам, но меняется ли, при этом, что-то внутри самой школы? Есть ли у учителя стимул и желание меняться, искать ответы на новые сложные вопросы?
Средства массовой информации отмечают позитивные сдвиги и положительную динамику в российском образовании. Сравнительные международные исследования (PIRLS, TIMSS, PISA), результаты государственной итоговой аттестации (ОГЭ, ЕГЭ) и международных предметных олимпиад демонстрируют рост показателей. В российских школах появились электронные учебники, современные и хорошо оснащенные здания... Но давайте заглянем в среднестатистическую школу XXI века. В ней урок остается основной формой организации образовательного процесса, превалируют монопредметные учебные курсы, в которых за 11 лет на русский язык и математику отводится до 40% учебного времени, а на оставшиеся 14 предметов – 60% аудиторной нагрузки. В ней учебник единственно «верное учение» и «свод готовых знаний», а оценка и накопительная система «баллов» – основной способ мотивации ребенка к обучению. В ней контрольно-измерительные материалы (особенно при внешнем контроле, в том числе, и для Всероссийских проверочных работ) носят формальный (репродуктивный) характер. В ней учитель остаётся центральной фигурой в обучении, но, при этом, объем домашних заданий с каждым годом растет, а следование учебному плану является основным механизмом реализации образовательной программы, где вариативная часть либо отсутствует вовсе, либо используется лишь для «усиления» базовых учебных курсов с целью успешного прохождения государственной итоговой аттестации. В ней расписание учебных занятий остается традиционным и стабильным, а возможности современных форм и способов обучения не используются. «Цифровизация» школы свелась к электронным дневникам и журналам бумажного образца 1974 года, к техническим средствам обучения (ТСО-3), выполняя привычные функции наглядности в обучении (чаще всего, на уроках в российских школах используют электронные презентации, несущие лишь информационную функцию). Список атрибутики школы конца второго десятилетия XXI века можно продолжить, но давайте остановимся и зададим себе простой вопрос: можно ли в таких условиях достичь реальных и новых образовательных результатов, отличных от конца XX века?
Учитель – массовая профессия. Поэтому нужны эффективные массовые технологии, обеспечивающие современные результаты. Известно, что ключевым вызовом для школы сегодня является ситуация неопределённости, и поэтому основными образовательными результатами должны быть: способность к преадаптации, умение действовать в неопределенных ситуациях, развитое мышление, фундаментальные знания и личностные компетенции. Этих результатов возможно достичь, используя зарекомендовавшие себя десятилетиями отечественные технологии развивающего образования, основанные на работах Льва Выготского.
Почему при явном преимуществе и эффективности «развивающего образования», его технологии не используются массово в образовательном пространстве нашей страны?
Сделать развивающее образование массовой практикой
Профессия учителя сегодня может существовать исключительно по «законам» массовой профессии. Большое заблуждение, что каждый учитель – творец, который может работать, не имея достаточных профессиональных знаний и навыков, а лишь так, как подсказывает ему сердце и «педагогическое чутье»... Да, такое возможно, и сегодня порядка 10-15% учителей – учителя по призванию, для которых учитель – не профессия, а смысл жизни. А остальные 85-90%?
Остальные на протяжении всей своей длинной профессиональной деятельности должны постоянно учиться, но не в формате 72-часового курса повышения квалификации один раз в три года и в большей степени лишь для формальной педагогической аттестации. Учителям необходимо один раз в десять лет проходить серьёзную переподготовку длиной в один год с обязательной стажировкой по определенной тематике в лучших образовательных организациях не только России, но и за рубежом. Первое условие вхождения развивающего образования в массовую практику – массовая переподготовка (а не повышение квалификации) учителей.
Второе условие. Многолетний опыт повышения квалификации отдельных учителей по разным темам, в разных местах, как показывает практика, ничего не дает школе. Вернувшись, учитель продолжает работать так, как работал до курсов. Поэтому переподготовка может происходить только в команде таких же педагогов. В основе переподготовки, при этом, должны лежать деятельностные формы работы: проектирование, исследование, конструирование, игра, экспертиза и т.п..
Итак, командообразование – ключевое условие для переподготовки учителей и административных работников школ.
Третье условие. В основу современной педагогической практики необходимо положить развивающее образование, которое способно изменить и преобразить мышление и личность не только детей, но и учителей. В развивающем образовании необходимо преодолевать собственные дефициты, ставить новые задачи, активно искать пути и способы их решения, уметь рефлексировать, принимать решения о перепроектировании, изменении того, что было сделано вчера, нести персональную ответственность. При этом, используя не только ресурс школы, но и открытой образовательной среды, стремительное течение внутри которой может как повлечь учителя в другом направлении, так и вовсе «вымыть» его из профессиональной деятельности. Вероятно, что именно по этой причине «развивающее образование» не стало массовым явлением, хотя Федеральные государственные стандарты общего образования построены на базе методологии, получившей название «системно-деятельностный подход». Если развивающее образование не будет реализовано, то ни будут развиваться ни дети, ни педагоги, ни родители.
Понимая и принимая потенциал развивающего образования как базовой модели для современной школы, мы должны поставить задачу сделать развивающее образование массовой практикой. Если начинать строить систему переподготовки учителей, то в ее основе должно лежать развивающее образование, открывающее широкие возможности для всех участников образовательного процесса и допускающее вариативность, многообразие, индивидуальный и персональный подход, выход за пределы школы и разработку индивидуальной образовательной программы с привлечение существующих современных технологий и возможностей.
Для того, чтобы эти условия были выполнены, нужно сделать так, чтобы массовый учитель захотел развиваться, менять свои прежние педагогические установки и учиться новым технологиям и обучающим стратегиям.
Это самая трудная задача, но, не решив ее, массовый учитель не сможет выйти из того замкнутого круга, по которому «бегает» уже ни один десяток лет. Позволю себе предложить свое решение этой задачи.
Только в команде, за хорошие деньги
Ни маленькая (12–15 тысяч рублей), ни, тем более, большая зарплата (180–100 тысяч рублей), которую учитель получает только за то, что приходит в школу – не способна мотивировать учителей к саморазвитию. Эта сложная задача может быть решена, только при комплексном подходе.
1) Начинать осваивать «развивающее образование» только в команде, всем педагогическим коллективом при полной поддержке и активном участии администрации образовательной организации, но постепенно, осваивая шаг за шагом каждый элемент данной методики.
Внедрять технологию можно на всех четырех уровнях образования, расставляя на каждый учебный год приоритеты и определяя одну ключевую задачу. Минимальное время для перехода организации на идеологию, ценности, принципы и технологии развивающего образования – пять лет. За это время образовательная организация получает мораторий на все внешние проверки за исключением государственной итоговой аттестации. В таких школах начинается система переподготовки учителей и администрации прямо на рабочих местах, но с выездом на стажировки в организации, где технологии «развивающего образования» уже успешно внедрены. В рамках переподготовки с каждой организацией заключается договор с точным описанием того, какие результаты должны быть достигнуты и какими профессиональными компетентностями и «продуктами» овладеет педагогический коллектив. Программа перехода организаций на развивающее образование должна быть разработана и согласована на уровне муниципалитета.
Внедрение новых технологий должно устранить существующие непроходимые границы между разными школами и позволить детям учиться у тех педагогов, которые подходят им наилучшим образом.
При этом, учитель из обычного работника, который пашет от зари до зари, заполняя кучу бумаг, получит больше свободного времени для себя и работы с детьми. И вот здесь на помощь придет и «цифра», и «разделение труда»... Учитель почувствует себя Человеком, у него появится интерес к работе и радость от ее выполнения. Произойдет это за счет сетевого взаимодействия и эффективных технологий развивающего образования.
2) Моральное и финансовое стимулирование. Необходимо постепенно уходить от почасовой оплаты и переходить на оплату видов деятельности учителя (по принципу «все включено»). У всех учителей должны быть 36-часовая рабочая неделя, но наполненная, исходя из интересов, профессиональных компетентностей, желания и производственной необходимости. Стимулировать морально и финансово только тех, кто участвует в проектах и получает первые результаты. С частью педагогического коллектива перейти на «эффективные контракты». Введение принципа «разделения труда» для повышения эффективности в каждой позиции. И, самое главное, учителя должны иметь возможность за счет организации участвовать в конференциях, конкурсах, тренингах, грантах, проектах, экспедициях. Учитель не должен замыкаться в одной школе, он должен много ездить и видеть как работают другие.
3) Необходимо вносить изменения в профессиональный стандарт и создавать несколько уровней квалификации. Каждый учитель должен иметь право пройти профессиональный экзамен (даже досрочно) на присвоение ему уровня квалификации. Каждый уровень квалификации должен соответствовать определенным профессиональным компетентностям. Нужна «горизонтальная карьерная лестница», по которой учитель сможет и захочет идти. Каждый уровень квалификации на этой лестнице – это и статус, и материальное вознаграждение. Разница между 5 уровнем квалификации и 8 должно быть как минимум в 30–40 тысяч рублей. Только когда учитель будет понимать, что для того, чтобы получать высокую зарплату, он должен иметь определенные профессиональные качества, у него появится желание двигаться вперед. При этом, директор организации будет стремиться взять на работу учителя более высокого уровня квалификации. Необходимо в корне изменить подход к аттестации педагогов и связать – ее с инновационной деятельностью.
Алексей Воронов