Качество образования // Комментарий эксперта

Как развивающее образование поможет России войти в десятку стран с самым высоким уровнем образования в мире


Как развивающее образование поможет России войти в десятку стран с самым высоким уровнем образования в мире
Фото: fthmb.tqn.com

Статья Алексея Воронова «Учителю – эффективные технологии» – своеобразный манифест развития российского образования, в котором автор предлагает повысить качество отечественного образования и вывести его на уровень лучших мировых достижений за счёт внедрения массового развивающего образования.

Только развивающее образование, которое опирается на труды российских учёных (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.), в состоянии обеспечить достижение целей новых ФГОС и сформировать не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты, так необходимые в современном обществе. Об этом свидетельствует и широкое распространение развивающего образования в российской начальной школе в начале ХХI века, которое позволило достичь лучших результатов в мире в умении осмысленно читать и понимать тексты (PIRLS).

Автор справедливо считает, что для широкого внедрения развивающего образования нужна прежде всего массовая продолжительная переподготовка педагогов, которая проводилась бы в течение целого года.

При этом освоение новых способов деятельности и новой роли учителя должно базироваться не на прослушивании лекций, а на каждодневной работе учителей в команде единомышленников.

Такой коллектив может быть создан в школе, если администрация даст добро и обеспечит создание полноценной развивающей образовательной среды. А это включает в себя не только широкое внедрение технологий деятельностного типа, но и определённый партнёрский характер взаимоотношений школьников с учителями и родителями, комфортную систему оценки учебных достижений и, наконец, даже определённый стиль оформления школы, в котором видное место занимают результаты деятельности ребят.

Я – автор и сотрудник издательства учебной литературы «БИНОМ. Лаборатория знаний». Что может сделать наше издательство, чтобы реализовать манифест развития российского образования? На самом деле не так уж мало. Силою обстоятельств именно в нашем издательстве собрались большинство авторов учебной литературы, продвигающих идеи развивающего образования. Это учебники образовательных систем Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, «Гармония», «Учусь учиться», «Лидер-кейс» в начальной школе. Наконец, у нас в издательстве есть и авторы учебников основной и старшей школы, ориентированные на применение современных развивающих технологий (например, УМК по физике для 7–9-х и 10–11-х классов авторского коллектива под руководством Л.Э. Генденштейна).

Мы можем дать школе учебную литературу для массового развивающего образования, основанную на деятельностном подходе и нацеленную на развитие личностных качеств, выращивание креативного мышления, навыков совместного разрешения проблем и других глобальных компетенций.

Но кроме этого, наши авторы – прекрасные специалисты по переподготовке учителей, ведь им удалось не только разработать учебники для массового развивающего образования, но и в 1990-х – 2000-х годах обучить тысячи российских учителей.

Конечно, мы не можем освободить целую школу или даже несколько учителей на год для переподготовки. Но если издательство заключит договор со школой на 3–5 лет, организовать пошаговый процесс внедрения современных развивающих технологий и учебников вполне в наших силах.

Что для этого нужно? Прежде всего желание и стремление администрации школы достичь новых результатов. Весь педагогический коллектив школы должен принять новую цель – построение развивающей образовательной среды.

В соответствии с созданным планом коллектив школы должен научиться использовать современные образовательные технологии и приёмы работы. Так, например, одна группа единомышленников осваивает при участии авторов и методистов издательства какую-либо технологию деятельностного типа, вторая – другие методические приемы. По результатам этого освоения проводятся мастер-классы, после чего учителя становятся наставниками внутри школы. В результате коллективной работы единомышленников все учителя школы за несколько лет смогут освоить современные методы и выйти на новый уровень преподавания.

Многие учителя, прежде всего в основной школе, основное внимание уделяют работе с содержанием. Не случайно в новой редакции ФГОС эти требования прописаны более однозначно. С помощью совместно организованной деятельности всех учителей школы в рамках проекта внедрения развивающего образования можно будет решить сразу две проблемы с содержанием, которые, на мой взгляд, мешают современной школе. Это:

1) преемственность между ступенями образования, прежде всего начальной и основной школой;

2) межпредметные связи.

Таким образом, необычайно высокая концентрация специалистов по развивающему образованию в рамках издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» позволяет поставить перед авторами и методистами издательства амбициозную задачу внедрения массового развивающего образования в российскую школу. На наш взгляд, это единственный способ добиться того, чтобы Россия вошла в десятку стран с самым высоким уровнем образования в мире.



Новости





























































Поделиться